Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним21 октября 2020 г.

    «Никто и никогда не понуждает знать, Адсон. Знать просто следует, вот и все».

    Много уже сказано и написано о величине и многослойности этого романа. Стыдновато признаться, но с историей как с областью знания у меня отношения не очень: как только где угодно начинается перечисление большого количества исторических событий, у меня выключается какой-то отдел мозга и я начинаю слышать/видеть только белый шум. Опасалась, что так будет и с этой книгой (и через предисловие продиралась с трудом и страданиями). Но правду говорят, что в ней каждый может найти и увидеть свое – и на удивление, для меня этим своим оказался не только детективный сюжет.

    Очень интересно оказалось узнать, что из себя представляло средневековое мировоззрение. И как, на удивление, религия, которая по современным представлениям зачастую противоречит научному мышлению, в те века была неразрывно с ним связана, была, по сути, единственной формой и источником любого познания, научного в том числе (имя Роджера Бэкона я теперь запомню надолго). Аббатство, описываемое Эко, - «прежде всего сообщество ученых». Да, эта средневековая наука часто заблуждается (как известно из сегодня), и вообще мировоззрение того времени – смесь магического, религиозного и только зачатков научного - и все же важно и интересно наблюдать, что это – тоже этап формирования современного знания (притом что Средние века принято считать темными и закрытыми от науки).

    Быт средневекового монастыря – еще один крайне любопытный слой романа. А самая восхищающая тема монашеской повседневности – конечно, книги, их практически священный статус и то, насколько вся жизнь монахов вращается вокруг них. От мысли, что монах мог всю жизнь переписывать одну книгу, голова идет кругом: только подумать, насколько ограничен был в то время доступ к любой информации и насколько сильной должна была быть жажда нового знания, чтобы посвятить всю жизнь сбору его крупиц.

    «Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали».

    «Благо книги – в том, чтоб ее читали. Книга состоит из знаков, говорящих о других знаках, которые в свою очередь говорят о вещах. Вдали от читающего глаза книга являет собой скопище знаков, не порождающих понятий. А значит, она нема».

    «Имя розы» - еще и политический роман. Подсознательно церковь всегда представлялась мне какой-то более-менее однородной структурой. А тут очень наглядно показано, что и внутри нее в кипели страсти: монастыри соперничали с епископами, разные монашеские ордены противостояли друг другу – и все это, разумеется, на фоне борьбы за мирскую власть и влияние на императора.

    По части детективного сюжета это, конечно, абсолютный Шерлок Холмс и доктор Ватсон, только в декорациях средневекового монастыря. Эко, в общем, и не скрывал, что дуэт главных героев отсылает к знаменитому книжному сыщику и его помощнику.

    Язык романа – сложный, богатый, с огромным количеством отсылок, переплетением реальных исторических событий и персонажей и вымысла, а также с немалой долей иронии. Названия глав неизменно вызывают улыбку («Адсон исповедуется Вильгельму и размышляет о месте женщины в мироздании, пока не натыкается на труп мужчины»), и в тексте порой встречаются очень остроумные и просто смешные пассажи - см. пост о средневековых львах. Тут же, кстати, стоит упомянуть и биолого-зоологический аспект книги, так близкий мне: очень любопытно было видеть рассуждения и рассказы о животных из дальних краев, описываемых в средневековых книгах. Эта часть знания, собственно, мало отличалась от мифологии.

    «Мне бы, признаться, хотелось повстречать единорога, пробираясь через густой лес. Иначе какое удовольствие пробираться через густой лес?»

    Ничего не пишу о философских диспутах, приведенных в романе, - просто потому что это не очень близкая мне область. Тем не менее, читать их тоже было вполне увлекательно и познавательно.

    8
    546