Рецензия на книгу
Кафка на пляже
Харуки Мураками
ljuba-a21 октября 2020 г.Старичок, камень и Кафка
- С нашим миром, в котором мы живем, всегда граничит какой-то другой. Ты можешь проникнуть в него на сколько-то шагов и благополучно вернуться обратно. Если будешь осторожным. Но стоит лишь переступить некую черту - и возврата назад уже не будет. Ты не сможешь найти обратную дорогу.
На данный момент „Кафка на пляже“ - самая противоречивая из прочитанных у Мураками книг (и почему мне сейчас кажется, что я о каждой его книге так говорю?). Самые настоящие американские горки, начиная от „вау, как мне нравится“ и заканчивая „Мураками, за что, нормально же общались!?“ Вроде зашло, но за некоторые сцены хочется прям как в школьном сочинении снизить балл. Но по факту, Мураками за этим и читают, разве нет? Чтобы погрузиться в какой-то сюрреальный, но в то же время абсолютно физический мир, покопаться в головах максимально странных персонажей, послушать философствования автора…
В то же время в плане сюжета это самый слабо проработанный роман и в конце вопросов появляется больше, чем ответов. Обещанное и даже активно упоминающееся в тексте ружье не выстрелило, а последняя треть вышла и вовсе крайне затянутой - ждешь крутой развязки, а она никак не наступает, а потом раз - и ты уже хлопаешь недоумевающе глазами. Вот за скомканную концовку и туманность хочется автора поругать, с другой стороны „Кафку на пляже“ стоит все-таки читать после других его книг с похожим сюжетом - „Страна Чудес без тормозов“ и „Хроники заводной птицы“, тогда многое будет более понятным и сам концепт магического реализма в книгах Мураками не будет казаться таким туманным.
В „Кафке на пляже“ можно выделить двух главных героев - пятнадцатилетнего мальчика, Кафку Тамуру, который сбежал из дома от жестокого отца, напророчившего ему гадостей и старичка Накату, с которым в детстве произошло что-то странное, из-за чего он разучился читать и писать, зато стал понимать язык кошек. Больше о сюжете сложно сказать, потому что для обоих героев это путь из точки А в точку Б, взросление и знакомство с миром, ведь и слабоумный Наката и подросток-Кафка впервые остаются с собой и миром наедине. Ну и по традиции есть здесь и третий главный герой - ностальгия. У Мураками ностальгия - довольно болезненная вещь, его герои либо двигаются вперед, и возможности вернуться назад для них больше не существует, либо застревают во времени. И рождается какое-то странное чувство тоски по жизни, которой у тебя не было. Не удивительно, что главный герой выбирает себе имя-псевдоним Кафка. Это чувство тревожности, сюра, страха перед жизнью и будущим сопровождает героя от первой и до самой последней страницы. Ему противопоставлен слабоумный Наката, который не пытается осмысливать свою жизнь и поступки, а просто делает то, что должен, не терзаясь теми страхами, которые мучают Кафку. Вот так и выходит, что если пытаться осмысливать и анализировать, то жизнь куда страшнее и опаснее.
Ну и коротко пройдусь по моментам, которые читать не слишком приятно - о физиологическом. И я сейчас говорю не столько об описании секса (чаще для читателя неприятного, потому что секс здесь какой-то болезненный и неловкий, в котором герои ищут забвение и цепляются за что-то, при этом сами не понимают за что) или разговорах о месячных, а о сценах убийства, инцеста, изнасилования, жестоком обращении с животными и других максимально приземленных моментах, которые на первый взгляд кажутся совершенно ненужными. Например, один из героев, прежде чем получить искомый артефакт, занимается сексом с девушкой по вызову. Сцена бессмысленная, не продвигающая сюжет, но те, кто уже знаком с Мураками, знают, что таким образом он делит свои миры на физический (реальный) и магический (потусторонний). Такие элементы подчеркивают реальность происходящего, все остальное - эфемерно и принадлежит миру духовному.
Не самый сильный роман у Мураками, но есть в нем какой-то шарм и очарование. Мне кажется его стоит читать хотя бы из-за атмосферы библиотеки, в которой Кафка проводит много времени, из-за Осимы, второстепенного и очень любопытного персонажа-работника библиотеки и общей атмосферы таинственности. Истина где-то рядом и все такое, но без Малдера и Скалли, зато со старичком, камнем и школьником.
121,8K- С нашим миром, в котором мы живем, всегда граничит какой-то другой. Ты можешь проникнуть в него на сколько-то шагов и благополучно вернуться обратно. Если будешь осторожным. Но стоит лишь переступить некую черту - и возврата назад уже не будет. Ты не сможешь найти обратную дорогу.