Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Историк

Элизабет Костова

  • Аватар пользователя
    Fenidiya20 октября 2020 г.

    Книга заинтересовала в первую очередь тем, что здесь Дракула представлен не как мифический монстр, а как реальная историческая фигура. Несомненными плюсами повествования являются чуть ли не документальные исследования о его жизни, борьбе с турками, защите своего народа. Интерес вызывают также описания монастырей, храмов и святилищ Европы. Ну, в общем, эта часть мне очень понравилась. Я даже слегка жалею, что выбрала художественную книгу, а не какой-либо нон-фикшн по Дракуле и вампиризму.
    Сюжет представляет собой связку историй одной семьи. Действие происходит в трех временных отрезках (не считая общей канвы, которая происходит как бы в текущем времени). Немного непонятна мне причина, по которой главной героине не дали имя... Ок, сама она не представляет интереса, как и большинство прочих героев. Это просто куколка, которая едет из одного места в другое и читает письма отца. Отец главной героини и Элен переживают более интересные приключения, но и они, как персонажи, скучны. Отец самой Элен точно такой же. Все вместе они ищут друг друга и Дракулу.
    Вообще я люблю эпистолярный жанр и с удовольствием читала "Дракулу" Брэма Стокера, но эта книга и письма в ней имеют существенный изъян. И изъян этот в чрезмерной любви автора к замороченному тексту. Я знаю, что многим нравится именно это в "Историке", ведь всяческие описания красот природы или испытываемых чувств могут неплохо погружать в атмосферу легкой меланхолии. Но я не могу читать путевые заметки, похожие на романы в письмах. Вот я читаю письмо испуганного человека, а в тексте появляется что-то вроде "В его глазах сверкнул огонь ненависти, лицо заострилось и стало напоминать маску зверя". То есть, что? Да кто так пишет? Причем подобный стиль письма у них у всех. Поэтичный и витиеватый, но малоинформативный.
    Перевалив за середину книги я почувствовала подвох, потому что сюжет практически не продвинулся, зато историю встречи отца Элен и ее матери повторили аж два раза с разных точек зрения. Затем последовало долгое-долгое перемещение туда-сюда, подробнейшее описание научной конференции (супер-бесполезное) и на последних тридцати-сорока страницах быстренько все закончилось. Я в шоке. К чему этот великий и драматический трагизм Элен, если она двадцать лет делала не пойми что и в итоге оказалась там же, где муж и дочь в одно время? Это просто драма ради драмы. Такое ощущение, что автору просто надоело тянуть бесконечную волынку с описаниями мрака, тлена и затаенного страха и она решила закончить книгу хоть как-то. По-хорошему, финал встречи с Дракулой должен был быть более фееричен, более ярок и вот именно эту часть хотелось бы прочитать с большими подробностями. Тысячу раз променяла бы описание всех завтраков и одежек на еще пару бесед с Дракулой.
    Сам Дракула довольно интересный персонаж, но из него практически насильно сделали Историка. Великий воин, человек, который вел за собой легионы и собирал тысячи последователей вдруг проводит свою жизнь в... библиотеке. Это скучно. Господи, как же это скучно.
    Итого, о Дракуле здорово, просто прекрасно, я получила какое-то исследовательское удовольствие от этих исторических и культурных вставок. Но герои мне совершенно не понравились, как и стиль автора. Уж больно он тягучий, направленный больше на красоту слов, а не на логику и содержательность. Я не сожалею, что обратила внимание на эту книгу, но о вампиризме и о Дракуле есть и более интересные произведения.

    15
    1,3K