Рецензия на книгу
Тэсс из рода д'Эрбервиллей
Томас Гарди
StasyaIvanova19 октября 2020 г.Тэсс из рода вечновиноватых
Возможны спойлеры. Не без этого.
Удивительная книга. Ни больше ни меньше. Первую половину она удивляет абсурдностью происходящего, а вторую - скатывается в мелодраматический сюжет. И даже скидку на то, что это классика, делать не буду. Классика классике рознь.
С одной стороны, завязка романа любопытна и не совсем обычна. Но с другой, ее воплощение, конечно, сравнимо разве что с клоунадой. Есть какие-то нелепые люди, с которыми происходит что-то невообразимое. И дальше идет все по накатанной, а козлом отпущения становится молодая девушка по имени Тэсс. Причем она сама на эту роль и вызывается.
Тема с соблазнением невинных девиц не нова. Но здесь я совсем не поняла, что к чему произошло. Просто был обольститель, просто была девушка, которая не то чтобы не могла себя отстоять (к ней, как я поняла, никто и не применял насилие), а просто сдалась под мужским напором, уговорами и вызванным этим натиском чувством вины. И сама Тэсс в этой ситуации, не сказать, что бедная овечка. Ее общение с Алеком было не совсем невинным, она будто бы с ним заигрывала, а не четко выражала свою позицию. Хотя о какой позиции идет речь, если она все же вступила в связь с человеком, который был ей противен? При условии, что она могла уйти в любой момент. Держало ее только чувство долга перед отцом.
Вторая ее любовная история тоже обошлась не без драматизма, лицемерия и непонятных поступков. Никакой разницы в общении Тэсс с Алеком и с Энджелом я не заметила. Если бы во втором случае автор тоже добавил пару строчек про презрение, то было бы один в один. Однако вдруг случается любовь со всеми вытекающими последствиями в виде заключения брака. Но и здесь наша ГГ в порыве чувств исповедуется мужу, который в лучших традициях патриархата решает, что оно все ему на надо. Тут меня совсем обескуражил момент с его отъездом. Да, новость его огорошила и в какой-то степени оскорбила как мужчину. Но и его чувства были сильны, автор на это четко указывает. Почему, если Энджел боялся слухов и порицания общества, нельзя было вместе уехать куда-нибудь в другое место, и необязательно так уж далеко? И там уже разбираться со своими чувствами. Но нет. Причем я бы поняла такое решение, если бы оно было принято в порыве эмоций, на волне какого-то сильного порыва... А создалось впечатление, будто Энджел решил это с вполне трезвой головой, с уязвленным эго, конечно, но без истерик. Стоить отметить, что у самого Энджела рыльце в пушку, но это, в угоду строгого патриархата, мы, конечно, в расчет не берем. Как и то предложение об отъезде, которое он сделал совсем не той девушке... Вот тут просто финиш, товарищи.
Ну и концовка... ни дать ни взять эпическое завершение всего этого действа. Зачем нужно было идти на это преступление? Понятно, что у нее, наверное, уже нервы перестали выдерживать происходящее, однако это хочется видеть, а не додумывать. Была тихой овечкой всю книгу, а в конце неожиданно совершила то, что совершила. И опять-таки не совсем оправданно. Еще и обвинив мужчину, что он убедил ее в невозможности возвращения Энджела. Дорогая, ты сама с легкостью поверила в это. Да и как не поверить, если благоверный уехал и след его простыл - ни ответа ни привета?
Книга, в общем-то, наверно, о вечном: о невовремя сказанных словах и пустых ожиданиях чего-то, о потерянном времени и упущенных возможностях. Как и большинство произведений мировой литературы. Связь с абсурдным зачином совершенно призрачная и от этого еще более нелепая. Скажу больше: по моему скромному мнению, ее могло вообще не быть, причем с таким же развитием сюжета. Убрать все эти перипетии с древним родом и добавить всего лишь деревенскую девушку, ищущую работу в знатном доме... И не потерялось бы ничего.
Герои невыразительные, слабые, поверхностные. Ни в одном из них нет стержня, чего-то такого, что цепляло бы чисто по-человечески, не говоря уже именно о персонажах, о которых слоило бы читать. Они вызывают лишь смех. Да и какой посыл у романа (кроме всего вечного, конечно)? Не сдаваться мужчине, если он прямым текстом соблазняет тебя? Идти до конца, будучи верной своим убеждениям, и не становится безвольной вещью в мужских руках? Если бедной Тэсс, по желанию сурового автора, пришлось страдать весь этот путь от первой до последней страницы только ради этого, то, возможно, все не впустую. Возможно, пример от противного сработает.
Однако хочется читать про сильных девушек, даже если и судьба у них трагичная. Немногим позже был опубликован роман Теодор Драйзер - Дженни Герхардт , где тоже была девушка, тоже были мужчины, но была внутренняя сила, воля, желание любить и быть любимой. Да, это Америка, а не Англия, да, романы разделяет два десятилетия. Но схожего в них гораздо больше, чем кажется. Только один написан совершенно неубедительно, а второй заставляет сопереживать. Что к чему относится, думаю, понять не трудно. И если бы автор больше уделил внимания своим персонажам, а не тягомотному слогу и извечным описаниям всего вокруг, могла бы выйти неплохая история.P.S. "Образ Тэсс - один из самых поэтичных в английской литературе" - фраза из аннотации, заставившая меня нервно смеяться после чтения романа. Не знаю, кто считает образ Тэсс таковым. Наверное, тот, что не читал те же самые "Гордость и предубеждение" или "Джейн Эйр". Ни в какое сравнение ни по образности, ни по поэтичности.
8664