Рецензия на книгу
Carmilla
Joseph Sheridan Le Fanu
Аноним4 июня 2012 г.Первым художественным осмыслением вампиризма была новелла Джона Полидори "Вампир". С той новеллы и далее вампир - это блистательный аристократ, который вернулся с того света исключительно чтобы губить невинные души и тела. Вампиры той эпохи - утонченные, эфемерные как кошмар, изысканные существа, не лишенные сексуальной привлекательности. Как их угораздило за век превратиться в клыкастых няшечек и причем здесь политкорректность - отличная тема для диссертации или серьезной научной работы. На образ таинственного аристократа ориентировались все, включая Дэ Фаню и Стокера, причем их произведения выходили в свет в той последовательности, в которой я упомянула их имена.
"Кармилла" - настоящая готическая классика, здесь вам и болезненные барышни, и накал чувств, и рыдания, и таинственные зырканья исподлобья. Все штампы налицо. Джентльмен и его дочь, живущие в уединенном замке, без задней мысли берутся опекать юную леди, как раз в то самое время, когда в близлежащих домах девушки мрут буквально толпами при странных обстоятельствах. Да какому порядочному джентльмену придет в голову, что юная барышня с сомнительным прошлым и настоящим может быть той, кто неделей раньше при тех же обстоятельствах внедрилась в дом соседа и погубила его племянницу! Тем более, если юная барышня такая красивая и инфернальная:
Двигалась она медлительно и томно. Рассказывая о чем-нибудь своим нежным бархатистым голосом, она откидывалась в кресле, и волосы окутывали её темным облаком.
Кармилла была и отчасти есть прообраз женщин-вампиров с их чувственностью и лесбийскими наклонностями. В Кармилле я узнаю Пэм Ровенкрофт и Софи-Энн Ле Клерк из "Настоящей крови", про целый цикл фильмов, эксплуатирующих киноштамп вампирша-лесбиянка, я вообще молчу. Дэ Фаню описал отношения между главной героиней и Кармиллой соответственно своему веку, довольно целомудренно:Иногда, после долгой апатии, моя загадочная прекрасная подруга брала мою руку и держала её, нежно пожимая; вспыхнув, она пристально глядела на меня томным горящим взором, и беспокойное дыхание поднимало и опускало её платье. Это походило на любовный экстаз; он приводил меня в замешательство, отвратительный, но берущий надо мной власть. Жадные глаза притягивали меня, жаркие губы покрывали поцелуями мои щеки; она шептала, едва не всхлипывая: «Ты моя, ты должна быть моей, мы вместе навечно».
Серьезно воспринимать готические страшилки невозможно, но как чудесно временами почитать про дев дрожащих, дев лунатирующих и дев в предобморочном состоянии, скоротать вечерок и смахнуть с себя пыль века сегодняшнего. Люблю я это дело.
Коротенький пустячок для любопытствующих, одинаково и для тех, кто читал "Дракулу", потому что Стокер не в последнюю очередь вдохновлялся "Кармиллой", и для тех, кто "Дракулу" читать не хочет, но приобщиться к вампирской классике желает. Не ждите многого.21286