Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Promise Not to Tell

Jennifer McMahon

  • Аватар пользователя
    Аноним16 октября 2020 г.

    Забавно, но дебютная книга Макмахон, отнюдь не хватающая звёзд с неба, оказалась всё-таки лучше, чем чудовищно глупая и нелепая "Люди зимы", вышедшая аж на семь лет позже. Принято считать, что существует такое понятие, как писательский опыт, и книга, написанная через столько лет будет если и не лучше первых шагов, то хотя бы на прежнем уровне. Но, видимо, бывают исключения.

    По поводу вышеназванного романа я уже хваталась за голову здесь. А сегодня у нас на повестке не такой нашумевший, куда менее дырявый, но, тем не менее, очень проходной мистический детектив. И он мог бы быть вполне неплох, но именно мистика его и погубила. Отчасти. Завершили дело скучноватые персонажи и какая-то совсем уж невнятная и хлипкая развязка.
    А начинается всё совсем неплохо и очень по-американски. Жуткое убийство девочки-подростка, проводившей время с друзьями у костра за страшными историями. Возвращение в город давным-давно покинувшей его главной героини, как-то связанной с другим похожим убийством, произошедшим много лет назад. История странной дружбы и циничного предательства. И тема буллинга, красной нитью проходящая через всю книгу.

    Захолустный городок Новый Ханаан в Вермонте долгие годы хранит свои тайны, но самое время вытащить их наружу, чем поневоле и займётся Кейт, вернувшаяся на малую родину, чтобы устроить дальнейшую судьбу своей выжившей из ума старенькой матери. По странному совпадению тут же убивают дочь бывшей одноклассницы Кейт, ну и начинают ходить разные слухи. А вокруг Кейт и её матери вдруг начинает твориться какая-то чертовщина, намекающая на присутствие давно умершей Дел - подружки Кейт, которую та предала, и в смерти которой считает себя отчасти виноватой.

    Здесь Макмахон ещё не начала так вольно обходиться с материей, как в "Людях зимы", и призрак у неё остаётся призраком, а не непонятно чем. Но это не отменяет того факта, что пугать она совсем не умеет. Нет, может быть, кто-то из нервных девочек, никогда не читавших серьёзной мистики, и сжимает кулачки на этих моментах присутствия то ли привидения, то ли ходячего трупа в шкафу или, как здесь, при виде глаз на картине... но это всё крайне несерьёзно. И чем дальше в лес, тем чаще ходит призрак, а когда вся эта эфемерщина вылезает на каждом углу, и герои об неё разве что не спотыкаются, это уже никого не пугает, а только раздражает. Дел - крайне навязчивое привидение, её постоянное самовыражение через мать главной героини как минимум ничем не обоснованно и происходит очень уж часто. Одно дело, когда мать внезапно называет дочь прозвищем, известным только умершей подруге и смеётся её задорным детским смехом, а через минуту ничего не помнит, и героиня гадает: показалось - не показалось. И совсем другое, когда мать регулярно то рисует Дел, то говорит её голосом, то призывает дочь вернуть, что взяла, то бегает по лесу и кричит "догони меня!". Макмахон то ли сама не слишком начитанна в выбранном ею жанре, то ли просто не усваивает уроки. Не хватает ей того, что Кинг метко назвал "соскальзыванием" - тех моментов, когда привычная повседневность вот-вот повернётся другой стороной, и самые обычные вещи вдруг окажутся на грани ирреальности. У всего мистического и необъяснимого тоже должна быть своя логика, свои правила, причины и следствия. У Макмахон мистика только внешняя, очень простецкая, и напугать может только подростков или читателей совсем уж неопытных.

    Ну а детектив сам по себе слабоват, хотя атмосфера городка передана неплохо. Главное,и, пожалуй, единственное достоинство - это удивительная Дел, прожившая короткую, грубую, жестокую жизнь, успевшая познать и ненависть, и любовь, и предательство. Кстати, никакой сцены искреннего покаяния и извинения Кейт перед умершей подругой мы не увидим, хотя здесь это было бы крайне уместно.

    23
    770