Рецензия на книгу
Мост короля Людовика Святого
Торнтон Уайлдер
extranjero1 июня 2012 г.Складывается ощущение, что в последнее время Уайльдера читают все. Решил и я причаститься, взяв короткую и популярную повесть. Ужасно старомодная книжка. Тема, а главное стиль – всё словно из вчерашнего дня.
Завязка замысловата: обрывается мост и пятеро путников летят в пропасть. Смерть – это дверь в потустороннее, и возможно, если их бытие сошлось так близко от этой двери, то и в их жизнях есть нечто одинаковое? Если пять разных уравнений дали одинаковый результат, то возможно где-то в них было нечто, приведшее к нему? Под катом немного измышлений на эту тему, и сплошные спойлера.
Герой1234567Отверженность-70-2-0-10-2Потеря-60-10--70-5Одиночество-4-3-10---9-2Самость444-8510Польза296-7710Итого:-1110-12-8-711Погибшие персонажи:
1) Маркиза Де Монтемайор (-14): Старая больная женщина, оставленная всеми в своём поместье, пишет письма дочке, единственному и от того безмерно любимому адресату; дочь согласно правилу молодости не хочет знать свою мать и отвечает по настроению. Общество отвергает старую и свихнувшуюся Маркизу, дочь для неё почти потеряна (хотя письма в один конец тоже в своём роде утешение), одиночество в поместье разгоняют только слуги, самости не хватает (всё истрачено на дочь), толку для общества от маркизы уже давно нет.
2) Пепита (7), молодая компаньонка маркизы, ещё совсем ребёнок отправленная в компаньонки для воспитания. Оторванная от родного монастыря, живущая с чужой старухой в гулких стенах аристкратического поместья Пепита одинока. Но в силу религиозности, молодости, и веры в своё предназначение она остаётся одним из самых цельных персонажей в романе. О пользе тоже трудно спорить: самоотверженность и её высокое предназначение в будущем (то самое, в которое она верит).
3) Эстебан (-12), самый трагический персонаж в романе. Когда-то у него был брат-близнец Мануэль. Когда-то у них был свой язык, полтора сердца на двоих (братья чувствовали друг друга за квартал) и одна жизнь. Однажды Мануэль влюбился, но отказался от своей любви ради прежней жизни с братом. Впрочем, это были мелочи: чуть позже Мануэль поранитя, и метаясь в горячке, вне себя проклянёт брата, а спустя пару дней умрёт, оставив брата на этой земле с проклятием и половиной сердца.
4) Дон Хаиме (-) ничего про него не скажешь, чистое дитя, лишь парой слов упомянутое в романе и не знающее жизни. Почему он умер, за что заплатил и какая у него есть общая черта со всеми остальными – решительно непонятно. Если только одиночество, но вот только оно у Хаиме было изначальным, с рождения.
Живущие персонажи:
5) Дядя Пио (3), проживший всю молодость в авантюрах, ничего не державший в руках и не задерживающшийся нигде подолгу. Со всеми на ты, серый кардинал и магистр закулисных игр. Пио ценил в жизни три вещи: литературу, женскую красоту и театр. В Лиме он нашёл всё это, взявшись за маленькую девочку. Воспитав её сообразно своим представлениям о прекрасном, он вырастил лучшую артистку во всём Испаноязычном мире – Камилу Периколу.
6) Камила Перикола (-7), достигшая на сцене всего, что можно было и вырвавшаяся в аристократию, первая красавица в Лиме. Но и её не избежала злая участь: оспа испортила красоту, обозлив бескомпромиссную актрису. После болезни она закрылась в своём доме, паталогически боясь показать кому-нибудь своё новое лицо. Отвергла она и своего воспитателя, дядю Пио, заставив того страдать.
7) настоятельница (11), чьи взгляды не соответствовали веку: она боролась за равноправие женщин (не лозунгами, а делом и в душе). Она наделена всеми положительными свойствами, что есть у настоятельниц, да и вообще самый положительный герой. Так или иначе связанная со всеми участниками, на мосту она потеряла больше всех близких.
Итог: в повести нет отрицательных героев (если только с натяжкой - Пио и Перикола). На мосту гибнут Маркиза и Эстебан, потерявшие разными путями самых близких людей и два ребёнка, одиноких, но ещё ничего не познавших. Почему они гибнут – решительно непонятно. Единственный вывод, который следует из этого: нет никакой судьбы, и бога нет. Добрым не воздастся, злых не покарают. Всё подчинено случайности.
23601