Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нарспи

Константин Иванов

  • Аватар пользователя
    Аноним12 октября 2020 г.

    Смертельная любовь

    Был в моей жизни довольно продолжительный период, когда я зачитывалась всевозможными эпосами народов мира. Именно посредством изучения такого рода литературных памятников мне казалось правильным постигать историю, мифологию и культуру других наций. Ну, а там, где эпосов найти не удавалось, их заменяли старинные героические поэмы, от «Илиады» до «Витязя в тигровой шкуре». Однако, в те светлые и восторженные подростковые годы эта поэма мне отчего-то не попалась, хотя она была весьма известна и тогда, и издавалась достаточно часто. К чему я это? Да к тому, что тогда, много лет назад, я наверняка была бы в полном восторге и под глубочайшим впечатлением. А сейчас, с высоты прожитых лет и накопленного жизненного опыта сюжет её кажется мне несколько простоватым. Тем не менее, мне всё же понравилось – если абстрагироваться от того факта, что перед читателем предстанет история юных Ромео и Джульетты чувашского розлива, чистое и светлое настоящее чувство которых не выстояло под влиянием внешних обстоятельств, то от чтения можно получить массу удовольствия. Автор, Константин Васильевич Иванов, сам чуваш по национальности, с огромной любовью к родной земле и своему народу воспел традиции и особенности сельского уклада своей Родины. Описания природы, обычаев и быта чудесны, очень живы и натуралистичны. А трагедия несчастной красавицы, чьё имя и носит произведение, ничуть не менее трогает, нежели куда более популярная история о юных обитателях Вероны, поведанная Шекспиром.

    В богатом чувашском селе в семье весьма обеспеченных родителей подрастает дочь-красавица. Юная фея носит поэтичное имя Нарспи, или в переводе с чувашского - «госпожа февраля» (так называли девочек, родившихся в последний месяц зимы). Всем хороша девушка – стройна, румяна, обладает чудесным голоском и прекрасным характером, и при всём этом отнюдь не белоручка, даром что у её родителей дом – полная чаша. Есть у неё и сердечная тайна – Нарспи влюблена в односельчанина, удалого красавца Сетнера, вот только вместе им быть не позволят, ведь кроме матери-старушки, маленького домика и верного коня нет у парня за душой ничегошеньки. А родители строят коварные планы по укреплению своего и без того прочного финансового положения. Ну, а что, зря, что ли кормили да воспитывали дитятко? Пусть теперь и от доченьки польза семейству будет. Тем более, сватается к ней солидный богач из соседнего села, и подарки сулит отличные, и откупом родных невесты не обидит. Чего тут думать-то? Деньги, как говорится, к деньгам…

    Юные влюблённые пытаются сопротивляться, но куда им противостоять целому селу и устоявшимся традициям. И увезут красавицу Нарспи в чужой дом далеко от родни и любимого. Вот только немолодой муж её, Тахтаман, отнюдь не рад такому приобретению. Поверивший сплетням, подозревающий, что юная жена досталась ему не такой уж чистой, как было обещано, колотит мужик юную супругу каждый день почём зря. А бедняжка Нарспи, натерпевшись, решается отомстить абьюзеру и добиться долгожданной свободы. Вот только свобода эта ожидаемого счастья ей не принесёт…

    На самом деле закончится эта печальная история ещё хуже, чем у Шекспира, ибо погибнут не только несчастные влюблённые, но и целая куча народу. Собственно, практически все участвующие в сюжете лица. А ведь всего-то надо было прислушаться к единственному (и смею предположить, любимому, по крайней мере, отцом, ибо матушка тут хуже мачехи) чаду и даже не потакать её желаниям, но просто не торопить события, и все могло бы сложиться гораздо позитивнее.

    В общем, рада, что приобщилась к творчеству ранее неизвестного мне автора и окунулась в атмосферу национального колорита чувашей. Грустная, но чрезвычайно трогательная история, весьма популярная и сейчас на родине автора. А на основе сюжета поэмы созданы опера, мюзикл и музыкальный фильм.

    97
    2K