Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Lucia_Panda9 октября 2020 г.Как какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок
Чайна Мьевиль жанр своих произведений определяет, как "странная фантастика". Дальше можно уже ничего не добавлять. Действительно - более, чем странно. Но, боже мой, как же насыщенно, мрачно, полно, философски, красиво, смело!
Начинается все с описания экстравагантной, межрасовой пары. Айзек Дэн дер Гримнебулин (человек) - ученый, вырвавшийся из-под гнета системы и работающий сам на себя (украв при этом оборудование из института) и его девушка, талантливый скульптор Лин (хепри, полужук-получеловек), вырвавшаяся из гетто хепри, бунтарка для своей расы. Действие происходит в городе Нью-Кробюзон, мира Бас-Лаг.
Нью-Кробюзон настолько точно описан, что ты можешь гулять по нему в фантазиях, не заблудившись. Автор не пропускает ни одного маленького переулочка, чтобы точно и досконально не описать. Мне не мешала такая дотошность, скорее наоборот. Герои внутри среды, а не летают в вакууме, как небезызвестный сферический конь.
Многих шокируют сцены секса человека с женщиной, у которой вместо головы жук-скарабей. Но мне было легко принять такой поворот событий. Хотя перед глазами нет-нет, да и всплывала картинка мухи под микроскопом из глубокого детства. Но я успокоила себя тем, что это все-таки не муха же...а жук-скарабей! Возможно, он гораздо симпатичнее при ближайшем рассмотрении (на самом деле, конечно, нет, про шарик навоза лучше вообще не думать), но мне такого объяснения хватило. Древний египтянин продал бы душу дьяволу за секс с богом Хепри, а я тут, понимаешь, нос ворочу!
Под конец романа ты уже настолько проникаешься к героям симпатией, что абсолютно все равно, какой они расы на самом деле, хепри ли, гаруда ли(человек-птица), или человек-какт(ну вы поняли, кактус). Боль-то все испытывают одинаково...
Но некоторые сцены все-таки вызывали у меня рвотный рефлекс. Например, сцена на скотобойне. Автор настолько точно все описал, а я настолько красочно все представила, что ощущала физически запах крови, скользящие ноги по грязному полу. Ужасающе. Пришлось прерываться, дышать, пить чай, держать под носом палочку корицы (да кого я обманываю, бахнуть коньячку для смелости). И продолжать.
В книге довольно много всяких насекомых, и получеловеков, и монстров, и даже сверхразумное существо с невероятными силами - и тот паук Ткач, который, кстати, мне напомнил ИскИна у Дэна Симмонса. Наверно, манерой говорить потоком сознания, большими буквами, и на первый взгляд не очень связно. Кстати, у Ткача одна пара конечностей - человеческие ладошки. Капля милоты в море крови. Потому что, кроме того, что Ткач умеет починять мировую паутину, перемещаясь по разным измерениям, еще он очень любит отрывать людям уши (возможно, ради коллекции). Тем, у кого какие-то сильно болезненные отношения с насекомыми будет сложно читать.
Все, что происходит в книге, и не рассказать. Тут тебе и полицейское государство, с чудовищными методами подавления стачек рабочих, тут тебе и существование разных рас на одной территории, сделки наркоторговцев с государственными чиновниками, и что из этого получается, личные трагедии, экологическая катастрофа(почему бы не назвать это именно так), возникновение искусственного интеллекта, и тут же следом новой религии, даже есть посол Ада. Сцена посещения посла Ада губернатором Нью-Кробюзона - одна из любимых моих сцен.
Финал потрясающий. Моральные муки друга. Принятие себя в новом изломанном теле, и в конечном итоге, как мне кажется, прощение самого себя.Как сказал один, всем известный герой фильма "Брат":
Город? Город - страшная сила. А чем больше город, тем она сильнее. Он засасывает. Только сильный может выкарабкаться.Знал бы англичанин, что в наш культурный код уже зашита эта мысль с 90ых.
8641