Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Аноним28 мая 2012 г.Хочется начать эту рецензию нестандартно. Когда я ознакомился с тремя главами книги Хаксли, то вовсе не предполагал, что поставлю «Дивному миру» 5 звезд. Однако в процессе чтения отношение к произведению кардинально менялось несколько раз. Нечасто испытываю подобные душевные метаморфозы при чтении. В этом для меня и заключается одна из главных изюминок данного романа. Далее попытаюсь разобраться в причинах столь необычного для себя явления.
Изначально скажу о том, что с антиутопией я знаком только по четырем самым известным произведениям этого жанра. Первой подобной книгой была «Мы», прочитанная ещё в школе и практически непонятая, если честно признаться. Затем несколько лет спустя после восторженных отзывов подруги ознакомился с 1984. Понравилась, но разочаровал финал, и осталось общее ощущение подавленности после неё. При желании можете прочесть мою рецензию. Примерно через полгода в мою жизнь ослепительным пламенем ворвался 451 градус, и поныне остающийся самой любимой антиутопией. Во многом благодаря относительно хорошей концовке, близкой мне тематике интеллектуального закрепощения человека и отличной динамике сюжета по сравнению с первыми двумя представителями жанра. После произведения Брэдбэри вообще не хотелось читать антиутопии, так как был уверен в том, что больше ничего не понравится, ибо в общем и целом не могу отнести этот жанр к числу любимых. Однако в последнее время фамилия Хаксли часто фигурировала в кругу моих читающих друзей, и я всё-таки уговорил себя взяться за самое знаменитое из его произведений. Должен сказать, что оно превзошло все ожидания.
После затянувшегося вступления приступаю к основной части.
Итак, начало чтения было просто обескураживающим: Хаксли буквально утопил меня в научных терминах, изнурительно скучных описаниях процесса «штамповки людей» и прочей технократии. Тогда подумалось, что если вся книга написана в подобном стиле, то я и вовсе могу не закончить её. К счастью, я ошибался.
После перехода от научного языка к литературному я с нетерпением ждал появления «Гамлета этого мира», о котором мы читаем в аннотации. И его появление было преподнесено автором очень захватывающе и оригинально.
Теперь попытаюсь пояснить мысль. С того момента, как Хаксли близко знакомит нас с Бернардом, я стал предполагать, что он и окажется тем самым Гамлетом и дикарем, в переносном смысле, разумеется. Однако воображение Хаксли пошло дальше, что меня очень обрадовало. Ещё следует упомянуть о том, что Бернард очень близок мне, так как я тоже имею серьезный телесный недостаток и частенько ощущаю умственный избыток. За образ этого героя ставлю книге первую звезду.
Вторую звезду ставлю за идею о выборе между двумя мирами. Невольно вспоминается бессмертная цитата из любимого «Маленького принца»: «Хорошо там, где нас нет». В самом деле! Ведь практически каждый человек наивно полагает, что предыдущие эпохи были гораздо лучше, чем та, в которой ему довелось жить. Из этой книги мы понимаем, что в каждом временном периоде есть как плюсы, так и минусы, и поэтому нам вовсе не следует «менять коней на переправе», повторяя ошибку Джона.
Третью звезду ставлю за то, что с момента написания романа прошло 80 лет, а его актуальность неуклонно возрастает с каждым днем. Остановлюсь на этом пункте подробней.
Насколько проницательно Хаксли описал отдаленное будущее, которое сейчас приближается к нам с головокружительной скоростью. Например:
1)гипнопедия – своеобразное зомбирование людей во время сна. Разве не сходным образом воздействуют на наше сознание ТВ, интернет и прочие СМИ? Мой отец, например, уже не может спокойно есть и засыпать при выключенном зомбоящике. Здорово, правда?!
2) Сома. Сейчас всё большее количество молодежи видит самый быстрый способ решения своих проблем в наркотиках, алкоголе, плотских утехах и т. д. Многие даже не желают выходить из подобного состояния эйфории , боясь взглянуть в глаза трудностям и гонясь за легкостью бытия. Хаксли как в воду глядел!- Ощущальные фильмы. Давайте проанализируем, какое кино сейчас популярно у нашего поколения? Откровенно тупые и пошлые комедии, бессмысленные и кровавые боевики, а также мыльные сериалы у представителей старшего поколения. Все эти киножанры объединяет то, что при их просмотре вовсе не следует вдумываться в сюжет. Достаточно легкомысленно уставиться в экран и изредка следить за происходящим. Либо рефлекторно смеяться над каждой фразой вместе с хохочущей фонограммой, если речь идет, например, о ситкомах. Та же самая картина и с литературой. Популярны детективы, бульварные романа и дешевая фантастика. Особо меня напрягает изучение классических произведений с помощью краткого содержания. Зачем нашим несчастным школьникам напрягать свой мозг, запоминая имена героев, хронологию событий и прочие детали программных книг? Давайте облегчим им жизнь и заработаем на этом приличную сумму, издавая томики с краткими содержаниями. Какое счастье, что меня всё это миновало!
- Обожествленный образ Генри Форда, поразивший меня своей актуальностью. Ведь уже даже искусство в нашем «дивном мире» подвергается автоматизации. Например, несколько дней назад случайно наткнулся на выпуск программы «Время», которую смотрю крайне редко, и увидел там репортаж о сочинском музее, увы, не помню названия, в котором ввели электронных гидов: человеческие манекены оснащены компьютерной программой, в которой заложена определенная экскурсия. Директор музея сказал, что таким образом он рассчитывает вернуть молодежи интерес к живописи, который неуклонно идет на спад. Музеи, как и другие учреждения, не должны отставать от современных технологий, иначе они превратятся в атавизмы. Старые сотрудники музея в недоумении. После этого репортажа у меня буквально начался крик души, и захотелось передать привет читаемому провидцу Хаксли.
Практически всё, что я написал выше, достаточно тривиально по своей сути. Но подобной очевидностью я хотел ярче подчеркнуть прозорливость автора книги.
Четвертую звезду ставлю за атмосферу романа. Начиная читать книгу, я изначально думал, что мне представится дубликат 1984. Однако «Дивный новый мир» кажется мне более масштабным произведением Хаксли очень обширно осветил практически все сферы человеческой жизни: политическую, духовную, правовую, семейно-любовную. При этом поражала самобытность стиля Хаксли. От сухого научного языка он виртуозно переходил к трогательным описаниям любовных переживаний героев, красочно описывает он вольную и, на мой взгляд, истинно счастливую жизнь Дикарей. впечатлило сравнение Джона с Гамлетом и периодически проскальзывающие цитаты из Шекспира. А особо задела сцена с чтением «Ромео и Джульетты». Потрясающе!
Пятую, и самую яркую звезду, я ставлю за великолепный, на мой взгляд, финал. Здесь опять хочется провести параллель с 1984. В романе Оруэлла главный герой в итоге позволяет себя сломать: «Он одержал последнюю победу над собой. Он любил Старшего Брата», Дикарь же, совершив самоубийство, ушел в мир иной непобежденным, не отравленным цивилизацией до конца. И за это он достоин моих оваций!!! Мне пришлось 2 раза перечитать последние строки, чтобы вникнуть в смысл концовки. И только тогда я оценил книгу на отлично!
Должен сказать, что я уже давно чувствую себя «дикарем», и вовсе не собираюсь меняться, несмотря на все проблемы, с которыми я сталкиваюсь по жизни. Скажу больше: пока в нашем «дивном мире» будут существовать бунтари-индивидуалисты, подобные .Джону, общество сможет двигаться вперед. А этот замечательный роман Хаксли может помочь каждому из нас «перепахать свой духовный огород», чем периодически занимался Дикарь!
P. S. После столь феерического знакомства с Хаксли обязательно прочту его утопию «Остров». Надеюсь, книга поможет мне помечтать о светлом будущем.1363