Рецензия на книгу
Над кукушкиным гнездом
Кен Кизи
Madame-Butterfly6 октября 2020 г.Смех как оружие. Когда ничего другого не остаётся…
А кто разучился смеяться, тот теряет опору.Не могу совладать с эмоциями! Дочитала книгу вчера, но всё еще потряхивает. Злость, ощущение чудовищной несправедливости жизни, ярость, гнев, но и восторг, какой-то чистый порыв встать, открыть дверь и встретить эту жизнь лицом к лицу.
Дни, пока я читала "Пролетая над гнездом кукушки" (люблю именно этот перевод названия, уж не знаю почему), стали подобны падению. Всё забывалось, дела откладывались, сон становился чем-то второстепенным. Хотелось слушать тихий, чуть надтреснутый от долгого молчания голос, который рассказывал, как однажды в психиатрическое отделение определили нового пациента - Рэндла Патрика Макмерфи…И вот сейчас, пытаясь рассказать, поделиться впечатлениями, написать об этой книге, я понимаю, что не получается выбрать тон, не получается как-то структурировать мысли. На фоне мощного честного письма Кена Кизи любая попытка выгладит жалко…
Наверное, самое правильное - это обратить внимание на дату написания романа. Что мы имеем? 1962 год. О чем это нам говорит? Это постмодернизм в литературе, это движения битников и хиппи. Черный юмор, сатира, когда о страшном становится возможным говорить в смешном ключе. Вспомните хотя бы Хеллера и его "Уловку-22", казалось бы, тема Второй Мировой войны, а он смеётся; зло, подчас почти отчаянно, зачастую откровенно высмеивая, но смеётся. Разве у Кизи не то же самое? Одиночка-бунтарь выступающий против системы, против общества, бесстыдно выставляющий напоказ свою непохожесть, индивидуальность, он тоже смеётся! Потому что знает: пока ты способен смеяться - ты не сломлен, ты всё еще в ряду, всё еще борешься, и не важно, что число раундов не становится меньше.
Литературные герои того времени именно такие. Либо отвергающие общество и его ценности и ищущие свой путь, как, например, у Керуака "В дороге". Либо вынужденные открыто противопоставить себя правилам и жесткому контролю со стороны всех, кто пытается подавить волю к свободе, стремление быть не таким, как все.Широкий, ёмкий смысл романа "Пролетая над гнездом кукушки" - это классическое противопоставление человек - общество, индивид - общество или Комбинат, как называет это Вождь Бромден, от лица которого ведётся повествование, и мы видим всё его глазами и слышим его ушами.
Будь этот роман лишь продуктом своего времени, лишь отголоском социальных течений и настроений тех лет, он не был бы так популярен до сих пор. Книга не потеряла своей актуальности за без малого шестьдесят лет.Ключевая фигура романа - Рэндл Патрик Макмерфи, человек без определенного рода занятий. Как мы можем понять, он попал в отделение психиатрической больницы из трудовой исправительной колонии. Очень похоже на то, что он приложил некоторые усилия, чтобы убедить всех и вся, что ему непременно поможет психотерапевтическая помощь. Почему? Да хотя бы потому, что в больнице кормят получше, да и работы поменьше. "Пройдоха!" - скажете вы. И будете совершенно правы. Пройдоха, игрок в азартные игры, страстный любитель пари, а еще - отличный компанейский парень, один из тех, кто легко заводит друзей и смешит всех вокруг. Только вот в отделении, куда он попал, как-то не до смеха, и это первое, что бросается ему в глаза. А всё потому, что в отделении мисс Рэтчед, железной леди и, по совместительству, медсестры, все пациенты должны быть тише воды, ниже травы, ходить по струнке, неукоснительно следовать больничным правилам и свято помнить главное из них: она и только она решает ВСЁ и последнее слово ВСЕГДА за ней. При таком раскладе все без исключения пациенты выработали свои методы, нет, что вы, не борьбы, но уклонения от конфликтов. Все без исключения следуют писаным и неписаным правилам, терпят и приспосабливаются к неудобствам. А при учете того, что многие из них в этой больнице уже долгие-долгие годы, защитный механизм выработан безупречно. Кто-то притворяется глухим и немым, почти все доносят на своих друзей, кто и что сказал, никто из них уже не замечает абсурдности некоторых правил. И в такое вот болото залетает яркий метеор по имени Макмерфи, и понеслась душа в рай…
Среди всех несомненных достоинств романа для меня одним из главнейших стало невероятное мастерство описания. Читатель становится непосредственным свидетелем событий. Но самое главное - это характер главного героя, сам персонаж, невероятно объемный и живой. Каждый его жест, каждое слово работает на дополнение его образа. Такое впечатление, что Кизи просто подсмотрел и списал Макмерфи из жизни. А что, может так оно и было.
Действие "Пролетая над гнездом кукушки" происходит в психиатрической больнице. Очень символично. Особенно, если учесть позицию Вождя Бромдена - он-то давно понял, лечебница лишь уменьшенная модель мира, в котором мы живём. И если мир тебя не слышит, твои пожелания не принимаются во внимание, то может легче смолчать. Раз, другой… Может легче стерпеть унижения и сделать так, как просят. Раз, и еще раз, и еще. До тех пор, пока не превратишься в тень, пока не отпадёт надобность говорить, отстаивать что-то. А может вообще проще поселиться за этими крепкими стенами добровольно? Здесь тебе скажут, как себя вести, когда есть, когда принимать лекарства, когда спать.
И знаете, Макмерфи на фоне тихих покорных пациентов , смирившихся и безропотных, выглядит настоящим, черт возьми, безумцем! Агрессором с громким голосом, человеком, который - только вдумайтесь - позволяет себе смеяться! В том числе и над непогрешимой мисс Рэтчед. Он берёт под сомнение её извечную правоту. Он смеётся над правилами. Его громкий голос и смех гремит под сводами больницы, он поёт по утрам, задирает санитаров. Никаких сомнений - он псих, опасный больной! И вот тут можно порассуждать, как же тонка эта пресловутая грань межу нормой и безумием.Перед тем, как начать читать книгу, конечно же, была наслышана о персонаже по имени Рэтчед. Ожидала встретить монстра, садиста в юбке, но вот тебе на, при всём отвращении и злости, которые вызывает милейшая медсестра, хочется раскидать эти негативные чувства почти что на всех персонажей романа, потому что умом-то понимаешь:
"у зла ровно столько силы, сколько даем ему мы". Так вот Макмерфи не устраивает такое положение вещей. Его не устраивает, что люди вокруг него боятся подать голос, не устраивает, почему они не могут что-нибудь изменить. И не потому, что он законченный филантроп и хочет помочь бедным пациентам немного прийти в себя, а просто потому, что не понимает, как же можно так жить. Его злит, выводит из себя… нет, не идея глупых правил, которым все должны следовать беспрекословно, хотя его история болезни - это "пренебрежение к дисциплине и власти", он - шебутной шалопай, мошенник, игрок, отнюдь не мессия, не святой, но и не идиот, просто его злит, что там, где он оказался, людей лишают самой воли к жизни, простые эмоции под запретом, а ведь все они в общем-то неплохие ребята. Как же можно вылечить всех этих людей в таких условиях?В романе прекрасно работает связка Макмерфи-Бромден. Не случайно именно от лица Вождя мы слышим эту историю. Они словно близнецы, но при этом каждый выбрал противоположную другому дорогу. Один спрятался в своей скорлупе, уменьшился до размеров муравья, только чтобы не быть замеченным, а другой громко и во всеуслышание говорит о том, что ему не нравится, чего он хочет, не боится быть собой и быть заметным и отличным от других. Но если Бромден прекрасно понимает, что против системы идти бесполезно и лучшее, что можно сделать - это молчать, то Макмерфи не желает смиряться с таким положением вещей. Он снова и снова бросается в бой, падает, поднимается, снова падает, но улыбается и начинает по новой. Наверное, именно эту усталость от бесконечной борьбы заметил внимательный Вождь в лице вечного весельчака и балагура. И прав он был, прав, Макмерфи просто не мог поступить иначе. Такова она - дорога сильного духом человека, который понимает: кто, если не он? И он снова раздвигает губы в улыбке и поднимает кулаки, чтобы встретить новый раунд. Но ведь все мы понимаем, в конце концов один из новых раундов станет последним для одной из сторон, а такие как Макмерфи никогда не сдаются.
5279