Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

М значит магия

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2020 г.

    Рассказы о мировой жути

    То, что Нил Гейман умеет фантастически писать для детей – общеизвестно. Но адресование сборника «М – значит Магия» подросткам слишком преувеличена. Без лишнего ханжества, рассматривание анатомических подробностей тролля, насилие с черным юмором, да и вообще темы, требующие серьезного жизненного опыта, могут разве только подразнить юную аудиторию пикантностью ситуаций, скабрезностью мыслей и хулиганским юмором. На стыке высокой мифологической эрудированности, развязности бульварных мотивов и житейской грубости, у Геймана рождаются затейливые и тонкие истории, в которых додумываешь эмоции и дожевываешь смыслы по увлекательной инерции.

    В рассказе «Дело о двадцати четырех дроздах» писатель пародирует нуарный детектив в очень популярной манере сказочной ревизии. Сериал «Однажды в сказке» и «Fables» Билла Уиллингхэма создали вселенную, где милые и добрые сказочные персонажи проживают жестокие, унылые, чернушные жизни с доброй порцией убийственной магии. Так и здесь персонажи детских стихов оказываются втянутыми в пошлейшую криминальную коллизию с убийствами, полицейскими-оборотнями. Гейман искрометно играет сюжетами и характерами, которые требуют знания первоисточника. Ведь их абсурд и древние волшебные законы в быту лишаются таинственности и обнажают вековечную человеческую страсть – жажду наживы.

    «Мост тролля» оказывается философской притчей о трусливом человеке, который прожил бесполезную жизнь. Этакая отсылка к Перу Гюнту, его пессимистичный вариант развития события. Гейман разрабатывает мифологический мотив обмена жизнями. Тролль, сожравший чужую жизнь, освобождается, а его место занимает жертва. Но мораль больше похожа картину дантова ада – неправедный человек получает наказание, становясь чудовищем, продолжая унылое существование под мостом.

    Саркастический авантюризм перед встречей с вечностью Гейман преподносит в рассказах «Как продать Понтийский мост» и «Жар-птица». Вязкое, умышленно затянутое повествование, пародирующее диккенсовский Пиквикский клуб, воплощает тайные стремления человека к честолюбию, стяжательству и чревоугодию. Прежде чем читатель узнает о событии эпического масштаба, он познакомится с изобретательно нанизанными на речь рассказчика деталями, равно смешными и отвратительными. Чего стоит только самозабвенное перечисление самых мерзких блюд, вплоть до мечты о нарушении табу членов Эпикурейского клуба из «Жар-птицы». Гейман конструирует волшебный мир посреди реального, населенный монстрами в человеческом обличье. И всё хлипкое, ветхое, самодовольное из столетия в столетие приносится в жертву древнему мифу, испепеляющей силе, связывающей опоры мироздания.

    Рассказывание историй как способ расширять границы, видеть незримое, обретают изысканную форму в приеме «рассказ в рассказе». И, если «Октябрь в председательском кресле» импровизирует на основе атмосферы лиричных рассказов Брэдбери, то «Как разговаривать с девушками на вечеринках» выходит на новую орбиту. Фирменное ехидство Геймана, жгучий смех над обыденностью, позволяет читателям взглянуть поверх голов своих героев. Формально рассказчик не разгадал тайну эзотерической вечеринки, но читатель получил ворох экстравагантных впечатлений и ощутил мощь космических пространств. Опасный, жестокий, вечный космос по сравнению с хлипким человеческим телом в поисках сексуальных удовольствий.

    А святочная традиция изящно воплотилась в рассказе «Надгробие для ведьмы». Здесь тоже слышны отголоски Диккенса, красочно рисующего мир преступности, бедноты и горячего сердца, с обязательным воспитательным моментом. Ирония писателя же в том, что благородным воспитанием ребенка занимаются кладбищенские привидения.

    Может, «Не спрашивай Джека» - всего лишь журнальная страшилка, играющая на старинном образе «чертика из коробочки» и позабытых детских страхах в стиле Стивена Кинга, но «Цена» - серьезный гимн миру ужаса, от которого героя защищает отважный кот. Фантазия как проклятие, вызывающая самого дьявола, а доброта и внимание к близким – спасение от мести потустороннего мира.

    Невозможно обойти вниманием «Галантность» - ласковую, мудрую поэму в прозе о самодостаточности счастья. Великие магические артефакты человечества – Святой Грааль, яйцо Феникса, молодильное яблоко могут быть грошовыми безделушками, если не знаешь, как ими распоряжаться. Но героиня рассказа назначает им свою цену. Внешне это покажется мещанством, но именно возраст и опыт приводят всех к одному заслуженному финалу…

    Наконец, завершающие сборник «Инструкции» - явная часть дилогии с «Черничной девочкой». Вся жизнь в магическом и реальном мире строится на нехитрых правилах, придуманных в незапамятные времена. Их цель – помочь пройти свой путь, а после приключений вернуться домой.

    Пряная, жуткая фантастика Геймана требует от читателя созвучия и такого же знания истории волшебных фантазий человека, чтобы за бульварной оберткой увидеть философскую грусть, бойкую игру с правилами и традициями. Магия разгоняет тучи повседневности и учит извлекать из вороха страстей полезные навыки.

    14
    437