Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание сочинений. Том 3. Межзвездный скиталец

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    Akvarelka24 мая 2012 г.

    «Всю жизнь в душе моей хранилось воспоминание об иных временах и странах. И о том, что я уже жил прежде в облике каких-то других людей… Поверь мне, мой будущий читатель, то же бывало и с тобой. Перелистай страницы своего детства, и ты вспомнишь это ощущение, о котором я говорю, — ты испытал его не раз на заре жизни. Твоя личность еще не сложилась тогда, не выкристаллизовалась. Ты был податлив, как воск, еще не отлился в устойчивую форму, твое сознание еще находилось в процессе формирования… О да, ты становился самим собой, и ты забывал».


    Мой дорогой будущий читатель, тебе нет нужды утруждать себя мучительным перелистыванием страниц, спотыкаться о сложные слова и витиеватые фразы, подолгу сверлить взглядом одни и те же строки, пытаясь постичь сокрытый в них смысл. Нет. Ты можешь спокойно усесться в обитое уже чуть обтрепанным бархатом кресло, прикрыть уставшие за день глаза и погрузиться в чарующее состояние полудремы. Даррелл Стэндинг сам поведает тебе свою историю. Историю мира, историю духа, вечного и несломленного, «отныне и присно и во веки веков». Его голос, голос неисправимого заключенного тюрьмы Сэн-Квентин, ослабленный сотнями часов, проведенных в смирительной рубашке, истерзанный годами молчания и одиночества, уже давно ставший чуть слышным шепотом, расскажет тебе о наполненных интеллектуальными беседами годах профессора агрономии, о диком страхе перед неизведанным и таинственной силе познания сына Горы, о лишениях и нужде на дорогах стародавней Кореи и о доблестных победах светловолосого великана. Ему и вправду есть о чем поведать. Но надо торопиться, ведь неумолимые тюремные часы с заведенной точностью отсчитывают его последние часы. Часы перед тем, как Даррелла Стэндинга в черной рубашке без ворота поведут на эшафот. Тик-так, тик-так, тик-так…

    Этот неспешный, медитативный роман – революционный по своей сути. Но не пугайся, мой дорогой читатель! Он не заставит тебя подняться против существующего строя или с зажатым в руке пистолетом отстаивать свои взгляды. Нет, тебе даже нет нужды подниматься со своего любимого кресла, о, тишайший обыватель. Он революционен идеей, которую несет в себе, идеей реинкарнации, не таковой, какой ее представляют жители Востока, от червя до человека. Нет. Это реинкарнация духа, его бессмертие и многократное воплощение со всех багажом накопленных ранее знаний, от первобытного человека до средневекого набожника и так до настоящего дня. Пока материя однажды не погрузится в полный мрак. Лишь для того, чтобы дух снова мог возродиться, уже в новом теле и в новые времена.

    Мой дорогой, мой милый читатель, если ты все же хоть немножко захочешь потрудиться и пристальнее взглянуть в остов этого ни с чем не сравнимого романа, то увидишь, что он есть не что иное, как уникальный образчик гипертекста. Да, именно так, опередив время, не дожидаясь Кальвино и Павича с их постмодернизмом, Лондон сотворил гипертекст, во всей его красе и многоцветье.

    А еще этот роман - роман о любви. Вечной и неизменной. О любви мужчины и женщины, Адама и Евы, Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды. Меняются времена, нравы, но неизменным остается то первое, первобытное, что побуждает слагать стихи и вынимать меч из ножен…


    «…история мужчины – это всегда история его любви к женщине».

    24
    146