Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Аноним29 сентября 2020 г.Книга Хаксли "О дивный новый мир" - очень, скажем так, необычная штука. Необычной она для меня оказалась потому, что это один из немногих фикшенов, мнение о котором за время чтения менялось подобно кардиограмме сердца: в одних моментах я был заражён шикарным чувством юмора и троллингу автора во многих вопросах сюжета, а в других ловил непонятки и фэйспалм из-за того, что не понятно, рофлил ли Хаксли здесь или тут всё всерьёз и здесь кроется мораль произведения.
Начиналось чтение очень вяло: не успела книга начаться, как сразу полилась тонна экспозиции о эмбрионах, структуре гигантского завода по их производству и прочему, что есть в данном сеттинге. "Не к добру это, наверно не стоит читать," - подумал я, и отправил книгу в долгий ящик. Но всё-таки пересилив эту большую экспозицию, читать дальше стало интересней. Появилось взаимодействие персонажей, живущих в этом фордовском мире, среди которых уже есть зачатки к противостоянию в виде Бернарда и истинного воплощения мема Chad Гельмгольца, но которые, конечно, пока остаются зачатками. В общем, следить за этим было интересно.
Однако когда наступает вторая половина книги и мы знакомимся с Дикарём, тогда начинается самая настоящая смесь кринжа и рофлов, от которой мнение о книге скачет так сильно, что я вплоть до конца сюжета не мог понять, какую оценку в итоге ставить. Дикарь вызвал во мне тонну чувств, но явно не тех, как я понимаю, какие подразумевались Хаксли. Этот малыш, который родился в таком ужасном окружении индейцев, до конца презиравших их с Линдой существование, переживший столько всего, вскоре встречается с Дивным Новым Миром и от него у него реально начинает тошнить. Простите, что? Этот человек, читавший исключительно Шекспира, становится главным противником этой системе? Этот бедняга, заработавший благодаря индейцам и трагедиям Шекспира идею о том, что для того, чтобы полюбить девушку, надо пройти испытания, а пороть себя - благое дело? Вы серьёзно? Как этот человек может всерьёз быть в роли резонёра и выступать против общества счастья? Это такой идиотизм, что уму не постижимо, сколько сомы должен был принимать Главноуправитель, чтобы всерьёз на протяжении многих страниц дискутировать с Дикарём о том, насколько он прав в том, что критикует систему, пусть и намекая на то, что изменить её он не сможет. Ему бы о себе в первую очередь позаботиться, а не об эпсилонах...
Другой момент критики связан непосредственно с миром антиутопии Хаксли, ибо это первый случай у меня с классическими антиутопиями, когда я могу уверенно сказать, что эта антиутопия не просто не будущее человечества, а то, что Дивный Новый Мир невозможен в принципе. Вся эта книга не более, чем предрассудки человека, заставшего расцвет конвеерных производств, оставивших на нём неизгладимое впечатление. Хаксли с таким энтузиазмом описывает эти гигантские заводы по производству каст, что невольно создаётся впечатление, будто он всерьёз думает, что они действительно круты и до них рукой подать. Жалкое, пусть и забавное, зрелище. Другой момент касается собственно мира Форда, ибо здесь Хаксли наступает на те же грабли, какие были у вдохновленного им "Мы" Замятина: мир книги собственно не раскрыт почти никак. Хорошо, допустим, что существуют эти прекрасные заводы по производству кастовой системы потребления, которая по неведомым причинам прекрасно работает почти без ошибок на протяжении веков, но как это всё появилось? Каким образом произошёл переход с того, как правительство Британии было против свободной любви, к тому, чтобы весь мир заразился фордианством? Где хотя бы намёки на то, что происходило, помимо очередной "N-летней войны, которая изменила всё"? У Оруэлла за такой же объем книги раскрыт мир буквально по полочкам, а что здесь? Бессмыслица, как и фильмы кастовиков.
Короче да, претензий было куча, но и положительные моменты тоже были. Очень понравились гипнопедические слоганы, сам стих о Дивном новом мире, где есть такие люди. Разговор с Главноуправителем, даже несмотря на упомянутый выше идиотизм, тоже вышел потрясный: уделал Дикаря по полной программе. Также большое впечатление на меня произвела концовка. Это самый гениальный намёк-описание суицида из всех, что я видел. Хотя опять таки, и там не вышло без кринжа, ведь Дикарю достаточно было одного "поражения достоинства", чтобы попасть на петлю. Как-то это не по-Дикарски...
Содержит спойлеры2136