Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Избранное

Гуго фон Гофмансталь

  • Аватар пользователя
    Аноним28 сентября 2020 г.

    Гофмансталь "Избранное"

    "Nicht durch unser Wohnen auf dem Heimatboden, nicht durch unsere leibliche Berührung in Handel und Wandel, sondern durch ein geistiges Anhangen vor allem sind wir zur Gemeinschaft verbunden. "
    "Не совместное проживание на родной земле, не житейские трения определяют нашу общность - но духовная связь. "

    Этими словами Г. фон Гофмансталь начинает свою статью "Письменность как духовное пространство нации" от 10.01.1927 года. За два года до того как его скоропостижно не стало.

    "Избранное", томик из почти 900 страниц, на который я и пишу эту рецензию включают в себя несколько пьес писателя, стихи конца 19 века и довольно большое количество статей и эссе на литературные темы. Некоторые из этих эссе о литературе в целом, темой других избраны великие писатели прошлого. Помню, кто-то, прочитав размышления Гофмансталя о литературе, сказал, что знакомство с написанными им эссе принесет гораздо больше пользы как для читателей, так и студентам -филологам , чем любой университетский курс. Это и неудивительно, потому что на стыке веков Гофмансталь сам читал лекции в Вене в качестве гостя тех аудиторий, где ему приходилось выступать и был широко образованным человеком.

    Его знание родной австрийской литературы, от которой неотделима и немецкая неоспоримо. В то же время, читая его статьи о творчестве Бальзака, Шекспира, видишь, что они указывают на гораздо более широкий диапазон интересов Гофмансталя. В оценках творчества писателей и поэтов прошлого он точен, однако для меня примечательней всего показалось, что в этих небольших эссе Гофмансталь зачастую выходит за рамки личного, он не хочет вариться только лишь в творческом котле пусть и необычайно продотворной писательской жизни. Нет же, в этих эссе мы читаем о связи книг литератора с духом нации или даже более того, с человеческим духом как таковым.

    Это очень примечательно быть может еще и потому, что творчество самого Гофмансталя пронизано возвышенными мотивами. При этом нигде он не переходит грани: во вкусовом отношении он безукоризнен также как и его герои - они представители духовности человечества. Может быть поэтому некоторые из его пьес, как например, "Имярек" ("Jedermann") имеют своей темой высшую реальность, а действующими лицами выступают самые настоящие аллегории: Красота, Земля, Смерть и т.д., и это не реверанс ушедшей эпохе ренессанса и барокко, а само миропонимание Гофмансталя направляет его к использованию казалось бы не соответствующих его эпохе приемов. Возможно это как раз то, что сам писатель в одном из рассказов "Письмо лорда Чэндоса" называет возможностью "видеть сердцем". Однако "сердце" применимо к произведениям этого писателя не нужно понимать в романтической интерпретации. Здесь речь не идет об эмоциональных порывах, "видением сердца" он скорее называет проникновение в самую суть вещей.

    "Трудный характер", "Башня", "Имярек" - все эти пьесы балансируют на грани между мирами: физическим и духовным. Быть может в этом для меня привлекательность работ Гофмансталя. Умение выразить важное, единственно значимое через привычную будничность, при этом не принизив ее, приблизить зрителей и читателей пьес к возвышенному одним лишь жестом - этим мне близка красота произведений Гофмансталя. Определенно, в этом есть многое и от близкого ему течения символизма, но Гофмансталь не был бы тем, кем он был, если бы в своих лекцих и статьях не заявлял о том, что все эти течения, романтизм, классицизм, символизм и другие по сути своей имеют мало значения как для творцов произведений, так и для самих читателей. Эти термины лишь еще одна попытка обобщения, они есть упрощения по большому счету. Суть же явлений, произведений искусств раскрывается через них самих, через частное, поэтому и не хочется подходить к творчеству Гофмансталя, глядя на него через "упрощающую" призму. Напротив, его работами хочется восторгаться, подбросить горсть снежинок вверх и радостно наблюдать за их неспешным сверкающим кружением.

    Мое первое знакомство с творчеством Гофмансталя произошло много лет назад, когда я впервые слушала "Кавалера роз" Штрауса. Музыка зачаровывает, но когда в финальном трио прислушиваешься и к словами, то понимаешь, что либреттист тут был не так прост как обычно бывает в операх. Сотрудничество Гофмансталя с Р. Штраусом оказалось очень гармоничным и широкая аудитория знакома с литератором именно через музыкальное творчество, но это лишь начало. Пусть как либреттист опер Гофмансталь более известен, и все же сила мысли и творческий полет так ярко выраженный в его пьесах и стихах на другой чаше весов. Какая из них перевесит, судить вам. Для того, чтобы завершить рецензию на высокой ноте приведу наиболее известное стихотворение Гофмансталя "Вселенская тайна".

    Да, глубь колодца знает то,
    Что каждый знать когда-то мог,
    Безмолвен и глубок.

    Теперь невнятны смысл и суть,
    Но, как заклятье, все подряд
    Давно забытое твердят.

    Да, глубь колодца знает то,
    Что знал склонявшийся над ней —
    И утерял с теченьем дней.

    Был смутный лепет, песнь была.
    К зеркальной темной глубине
    Дитя склонится, как во сне,

    И вырастет, забыв себя,
    И станет женщиной, и вновь
    Родится в ком-нибудь любовь.

    Как много познаёт любовь!
    Что смутно брезжило из тьмы,
    Целуя, прозреваем мы.

    Оно лежит в словах, внутри.
    Так нищий топчет самоцвет,
    Что коркой тусклою одет.

    Да, глубь колодца знает то,
    Что знали все… Оно сейчас
    Лишь сном витает среди нас.

    Пер. С. Ошерова

    13
    776