Рецензия на книгу
Острие бритвы
Сомерсет Моэм
let_me_say20 мая 2012 г.Может ли что быть практичнее, чем научится жить наилучшим для себя образом?Так, аннотация книги гласит, что перед нами "не просто роман, но подлинная школа нравов" английской богемы начала ХХ-го века, книга язвительной беспощадности, но в тоже время -полная тонкого психологизма". На счет психологизма я ничего не возражаю, а что до язвительности, то была уверена, что большинство персонажей данного романа будут просто до скучного отрицательными, однако здесь в каждом есть определенно положительные черты. По мне, так кратно коснувшись английского богемного общества, скажем, в романе "Луна и грош", автор как-то больше усердствовал, описывая высшее общество, представители которого в гостях у друг друга вытирают руки о скатерть. Но отсутствие однозначных персонажей и делает роман по-настоящему интересным.
Перед нами семья - Эллиот, делец, из кожи вон лезущий в высшее общество, его сестра с дочерью Изабеллой. У Изабеллы есть жених, Ларри. И собственной персоной сам автор (?), выступающий в роли стороннего наблюдателя, бесстрастный советник. Роман ведется от первого лица.Сам Моэм называет главу, где Ларри повествует о своих духовных исканиях - центральной темой романа, однако на меня наибольшее впечатление произвели следующие рассуждения о религии:
Иисус был поведен в пустыню и постился там сорок ночей. Потом, когда он взалкал к нему приступил дьявол и сказал: если ты сын Божий, вели камню сделаться хлебом. Но Иисус не поддался искушению. Тогда Дьявол поставил его на крыле храма и сказал: "Если ты сын Божий, бросся от сюда вниз"Ибо ангелам было заповедано о нем. Но и тут Иисус устоял. Тогда дьявол возвел его на высокую гору, и показал ему все царства мира, и сказал что даст ему их, если он, падши, ему поклонится.но Иисус сказал: "Отыди, сатана."На этом заканчивает свой рассказ добрый простодушный Матвей. Но это не конец. дьявол был хитер. Он еще раз подступился к Иисусу и сказал: Если ты примишь позор и поругание, удары, терновый венец и смерть на кресте, ты спасешь род человеческий, ибо нет любви выше, чем у того человека, который жизнь свою отдал за друзей своих" Иисус пал. Дьявол хохотал до колик, ибо знал сколько зла сотворят люди во имя своего Спасителя.
Самопожертвование - страсть настолько всепоглощающая, что по сравнению с ней даже голод и вожделение - безделка. Она мчит своего раба к погибели в час наивысшего утверждения его личности. Предмет страсти не имеет значения: может быть за него стоит погибать, а может быть и нет. Эта страсть пьянит сильнее любого вина, потрясает сильнее любой любви, затягивает сильнее любого порока. Жертвуя собой, человек становится выше Бога, ибо как может Бог, бесконечный и всемогущий, пожертвовать собой? В лучшем случае он может принести в жертву своего единственного сына.В "Записных книжках" Моэм очень неоднозначно отзывается о Достоевском: он называет его одним из четырех наиболее выдающихся романистов за всю историю (вместе с Толстым, Бальзаком и Диккенсом), однако критикует его за созданный культ Страдания. Образ Ларри, несмотря на все его добродетели, получился не совсем однозначным. Но, как уже я отметила, в романе нет положительных и отрицательных героев, все как в жизни, все как мы любим.
Дальше будут сплойеры.
О каждом из перечисленных сказано уже много всего, я, перво-наперво, хотела бы поговоить об Изабелле: типичная дамочка с типичными интересами: положение в обществе (без дядиного фанатизма), Шанель и Молине, семейное благополучие, воспитание детей. Вообще Моем редко когда говорит о женщине хорошо: они у него чаще всего глупые несчастные тетки, реже безропотные дамы, стойко выдерживающие все жизненные невзгоды, есть правда еще Джулия Ламперт (Театр). Во всей поверхностности героини, ее желанию и рвению соответствовать самым высоким общественным стандартам есть то, за что не можешь ее не уважать: "она никогда не обижалась на правду и это было одно из самых привлекательных ее черт", она искренне пытается оказать всяческую поддержку своему мужу. И пусть за ее действиями стоит именно желание соответствовать, пусть она порой бывает жестока, ею нельзя не восхищаться вместе с автором.
Ларри же, похожий на селлинджеровского Симора, напротив, при всей своей святости, нельзя не отметить очень характерную мягкотелость: он не может отпустить Изабеллу, он тянет время с помолвкой, вместо того, что объяснится с ней. В конце романа он признается что только на Софи и мог женится, хотя когда они были знакомы, он уже был обручен на Изабелле. И, несмотря на то, что по признанию последней Ларри - это единственный, кого она любила, хорошо, что они так и не были вместе - разочаровались бы оба: он - в ее легкомыслии и приземленности, она бы не смогла бы его признать, как в мужчину.
"Острие бриты", прежде всего, роман об умении жить, о всей палитре возможных человеческих ценностей - от материального благополучия до душевного просветления. Мой четвертый прочитанный его роман без какого либо намека на разочарование, которое так часто бывает при знакомстве с произведениями других авторов.
838