Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Rin-riya26 сентября 2020 г.Эта рецензия скорее мысли и впечатления о прочитанной книге. Может содержать спойлеры!
Сейчас, даже не читая первоисточник, невозможно хотя бы поверхностно не знать историю Франкенштейна и его Создания. Эта история популярна настолько, что волей неволей из всего многообразия измененных и извращенных версий, лишь косвенно имеющих отношение к оригиналу, собирается некий образ. Теперь и мне выпал случай развеять свои заблуждения.Начало романа заинтриговало и затянуло меня. Неизвестный персонаж, кажется и вовсе не имеющий отношения к истории, его амбициозное путешествие к северному полюсу и нежные письма сестре настолько не вписывались в мои ожидания от книги, что это было даже странно. То, что история Виктора Франкенштейна показана нам как его исповедь Роберту Уолтону, оказалось приятным сюрпризом. Такой вариант повествования уже дает читателю осознать последствия поступков героев. Дальнейшие события, описывающие жизнь Виктора Франкенштейна, вернули роман в ожидаемую колею. И вот тут я начала задумываться и фырчать. С одной стороны, в самом начале, этот безумец радостно бежит создавать живое из неживого, предвкушает результат, но честно осознает, что проблемы будут, и будут на каждом шагу. И вот, получив наконец результат, заметьте, первый результат, он ужасается уродству своего создания. Черт возьми! А чего он еще ожидал, собирая материал по кладбищам, моргам и практически помойкам? То, что его создание живо и мыслит это уже достижение. Где готовность с трудностями бороться? Это ПЕРВЫЙ удачный образец, разумеется он не совершенен. И неужели на промежуточных этапах нельзя было предсказать этот результат? Уж если молодой человек так щепетилен в отношении внешнего вида, то на промежуточных этапах мог бы и приложить в эту сторону некоторые усилия. Отдельным пунктом стоит моральная и этическая сторона вопроса. Во первых материалы. По сути он приватизирует чужие трупы, причем без согласия родственников. Этакое донорство частей тела. Очень спорный с морально-этической точки зрения вопрос. Второй пункт это будущее удачных образцов. Уж если взялся создавать жизнь, так будь готов нести ответственность за результат. Причем ответственность полную, как за несовершеннолетнего ребенка, ассоциации ближе у меня нет. А вот так в ужасе бросать свое создание на произвол судьбы это низость! И глупость, если уж на то пошло. Он даже не убедился в разумности и безопасности этого существа. И при первой же возможности сделал его в своих глазах исчадием ада, хотя на тот момент никаких объективных предпосылок к этому не было. Да, к середине книги Виктор все-таки осознает, что должен был позаботиться о своем творении, а не бросать его на произвол судьбы. Но где были его мозги до этого? Поздновато он спохватился.
Поэтому в начале романа я все больше проникалась сочувствием к Существу. Черт возьми, в начале жизни у него было мировосприятие ребенка. Причем того возраста, когда наиболее важным является фигура родителя, который может научить всему и направить на верный путь. А его "родитель" вместо нормального воспитания хлопнулся в нервный припадок от одного только вида своего творения. Правда в дальнейшем сочувствие совсем поблекло. То мстительное и жестокое создание которым стало Существо действительно чудовищно. Чем бы ни провинился перед Существом Виктор Франкенштейн это их личное дело. И это ни разу не оправдывает убийство невинных. И уверения Существа о том, сколько страданий принесли ему эти злодеяния только усугубляют его вину. Если он знал и чувствовал всю чудовищность и жестокость своих поступков, почему продолжил? Пожалуй этого мне не понять.Роман завораживает. Многогранность и красочность сюжета не дают бросить временами довольно мрачные события. И пусть временами персонажи чересчур экзальтированы и даже несколько истеричны, историю это не портит. Пожалуй это книга, которая раскрывается все глубже с последующими прочтениями. Чувствую, что через несколько лет я вернусь к нему и, скорее всего, мне будет о чем подумать.
7453