Рецензия на книгу
A Dance with Dragons
George R.R. Martin
Аноним18 мая 2012 г.Надеюсь, Вы простите меня, но здесь я напишу не только свои эмоции от прочтения книги, но и мои комментарии к ревью, составленным выше. Небольшие спойлеры.
Единственный недовольство, которое я испытал при прочтении книги — это ее вес. Данная книга — кирпич, который весьма тяжело держать в руках. Но я не смог отказать себе в удовольствии перелистывать «свежескошенные» страницы, вдыхать их приятный запах). Все остальное — невероятный экскурс в удивительный мир, где мы «любим и ненавидим», убиваем, страдаем, умираем вместе с героями, которые уже на протяжении многих лет мучают нас и не дают покоя. Они настолько же реальны, как и мы все. За это спасибо воображению автора и тем, кто читает его книги.
Перед тем, как перейти к содержанию, я бы хотел окинуть взором один животрепещущий момент. Писательство — это очень необычная профессия. Это безусловно огромная ответственность перед читателями. Но самое главное, это ответственность перед самим собой. Как сказал сам маэстро Мартин, он не будет поддаваться нападкам своих фанатов и будет писать с той скоростью, которая понадобиться, чтобы написать отличную историю, и будет писать, то, что по его мнению необходимо, чтобы отличная история ОСТАЛАСЬ отличной историей. Теперь вспомним насколько сложным произведением является «Песнь огня и льда». Закрученность сюжета,количество POV'ов и масштаб повествования увеличились неимоверно от первой до недавней книги. Не нужно быть гением, чтобы понять, каких сил, воображения и сколько времени необходимо, чтобы увязать все концы и расставить точки над i. Присовокупив два вышеупомянутых фактора — писательская честность/лояльность и сложность произведения — получается вполне логичная и правдивая картина того, почему пятая книга забрала у автора столько времени и почему она получилась именно такой какая она есть — объемной и, по словам многих читателей, «скупой» на события. Вот мы и подобрались к одному из главных моментов, к камню преткновения, который я хотел бы обсудить.
Термин «скупость» в отношении данной книги я считаю необъективным. Возможно даже несправедливым. Также встречал на форумах мнение, что данной книге необходима серьезная редакция. Граждане форумчане, опомнитесь. Все понимают, что всем нужны хлеба и зрелища. Но это же не pulp fiction, это не просто фентези однодневка. Это прежде всего интеллектуальная литература, и я не могу понять почему все гоняться за СКОРОСТЬЮ??? Литературный сок — это не только битвы, повальное убиение виновных и невиновных или головокружительная череда событий, знаменующая приближение фееричной концовки. Это заслуга блокбастеров, кино. Литература - не только action, прежде всего — это анализ общечеловеческих ценностей, человеческого поведения, процесса принятия решений. Это мое личное мнение, но полагаю, его разделят многие люди. В подтверждении этого, приведу любимую цитату Мартина — the human heart in conflict with itself is the only thing worth writing about. И в Танце с Драконами данная философия прослеживается четко. Количество героев, является, возможно и достоинством и недостаток книги, если принимать во внимание ее объем, но, черт возьми, в конце концов, если собрать отдельно главы Джона, Денерис, Тириона и всех остальных POV'ов — это четыре отдельных среднестатистических книги по 250 страниц и в каждой содержится повествование такого рода, без которого продолжение книги не мыслимо. И я уверен, имей автор желание, Это можно было растянуть еще на 4 таких же толстенных книги, как и Танец с Драконами, но вместо этого он ухитряется собрать все в одной. То, что есть в пятой книге нельзя вырезать и выкинуть и, только потом, вскользь упомянуть в форме флешбеков. Мартин уже указывал на это, формула флешбеков не работает надлежащим образом, это попросту не эстетично и громоздко при чтении. Именно поэтому он начал писать отдельную четвертую книгу Пир воронов и и параллельный 'квел Танец с драконами. Эти книги являются логическим мостом, описывающей события, которые как раз и должны привести к «супу», в котором должны органично приготовиться все элементы — завоевание Вестороса Дэни и Эрисом, нашествие ходоков, тайна долгих зим, судьба Брэна, Арьи и Рикона, а также судьба всех семи королевств. Ключевое слово — ОРГАНИЧНО. Именно этой целью руководствуется Джордж Мартин. Автору предстояло решить множество логических проблем (вспомним тот же Меренийский Узел). И он выходит из сложившегося положения победителем, несомненно. Книгу читать интересно. Более того, она захватывает не меньше чем ранние книги. И в этом сила Мартиновской прозы. Она яркая, запоминающаяся и не оставляет нас равнодушными. Это чудесная алхимия — книга заставляет Вас переживать, позволяет «заглянуть в головы» любимых героев и понять их мотивацию, почувствовать их страхи, узнать желания и мечты. Как этим можно остаться недовольным? Серия живет, продолжается. Этим миром нужно наслаждаться, а не с отчаянием требовать концовки книги. Почему бы не быть просто благодарным за мир, который нам подарили? Было бы вполне понятно разочарование фанатов, если пятая книга получилась просто плохой, скучной, неоригинальной. Это не тот случай. Очаровательный и мрачный дух первых четырех томов все еще с нами и, как я надеюсь и верю, будет с нами до конца.
Итак, в пятой книге мы вновь встречаем героев, которые отсутствовали в Пире Воронов и мир начинает играть другими красками. В отличие от сероватой атмосферы вестероса, в котором велось основное повествование четвертого тома, события Танца с Драконами происходят в более экзотической обстановке — в частности, в землях Эсосса. Мартин явно противопоставляет свирепый и первобытный Эссос «цивилизованному Вестеросу», но в то же время указывает на то, что по степени дикости земли семи королевств явно не уступают своим соседям, а возможно и перегоняют. На фоне рабовладельческих кланов оплот свободы Денерис - Меерин. Она должна удержать порядок в своем маленьком царстве, но цена этого — кровь и жертвы, на которые идет юнная Мать Драконов. Персонаж Денерис — один из самых драматичных героев, которых я когда либо встречал в мире литературы. Молодая принцесса стремиться вернуть законный трон Вестероса, вернуться домой, но вынуждена остаться в Меерине, чтобы научиться искусству правления и защитить людей, которых она освободила. И теперь, именно его она считает своим домом. Она начинает понимать, что у каждого сотворенного блага, есть оборотная сторона медали — рожденные рабами не смогут жить свободными; чтобы достигнуть мира, нужно обагрить руки кровью; чтобы избежать войны, нужно стать женой нелюбимого человека; чтобы спасти одних, она должна обречь на смерть других . Помимо всего этого, она теряет контроль над своими детьми — драконами. Каждый новый день — это катастрофа, которую нужно избежать. Каждый день — на острие ножа. А внутри нее лишь маленькая девочка, которая желает только счастья и любви.
В это время далеко на ледяной стене Джон пытается спасти свое братство от голода, нападков Станиса и угрозы атаки одичалых. Мы видим, что он превосходный стратег и командир, чьи неординарные методы решения проблем, вызывают гнев людей Станиса, так и его собратьев. Положение и окружающие Джона люди превращают его из юнного мальчишки в твердого и холодного, как лед, предводителя. Это уже не тот Джон, которого мы знали по ранним книгам. Перед нами истинный 998-ой лорд командующий Ночного Дозора.
Главы Тириона, как всегда полны задора и остроумия. Будьте уверены, вы улыбнетесь не один раз. Всегда поражаешься его способности спасти свою жизнь с помощью силы слова.
Вокруг трех этих персонажей и выстраивается повествование замечательной книги. Если Вы действительно любите серию «Песни льда и огня», то в вашем сердце непременно найдется место для «Танца».847