Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним24 сентября 2020 г.Кукольный театр
Одно из самых значимых произведений 19 века для европейской литературы, социальный роман, задающее новые стандарты. Теккерей уходит от привычной фабулы "пути героя", выставляя на первый план сразу нескольких персонажей, стирает четкую грань между положительными и отрицательными героями, отказывается насколько это позволяло время от излишнего романтизма, исполняя роман в жанре реализма, бытовой и социальной повседневности, исключая из повествования авантюрные и приключенческие элементы.
Больше всего меня заинтересовало, насколько шагнул вперед "женский портрет": женщина больше не одухотворенное приложение к истории, занимающая себя в первую и большую степень любовными тревогами. Героини "Ярмарки" более приземленные, отягощенные насущными проблемами "как жить" и "на что покушать". Яркое противопоставление Бекки и Эмилии лишь с первого взгляда кажется пресловутым "чисто-белым" и "чисто-темным". На самом же деле образы гораздо глубже и интереснее, стерты границы положительного и отрицательного. Каждая героиня имеет свой набор качеств, которым может гордиться, а которым - не очень. Примечательно, что обе женщины не получают счастливого финала, проведя всю свою жизнь в погоне за идеалами. И если у Ребекки это желание красивой жизни, уязвленное самолюбие, то Эмилия возводит себя на алтарь и приносит в жертву любви, которой не было, обманывает себя и гоняется за придуманным образом. И наконец обретая свою "тихую гавань" с Доббином, уже настолько побита жизнью, столько лет сама себе отказывала в счастье, терзала себя, что я не назвала бы это "хэппи-эндом". Применимо и к Уильяму, который в свою очередь положил жизнь к призрачному образу Эмилии. Для них это скорее закономерный конец, чем "любовь восторжествовала".
Самое точное сравнение, описывающее книгу, дает сам автор - представление марионеток, обличая общество в своей собственной ироничной манере. Яркие куклы, внутри которых пустота. Рассказчик одинаково хорошо относится ко всем своим подопечным, подбадривает и поддерживает их в повествовании прямым текстом. Он не поучает читателя, не грозит со страниц пальцем "а-та-та, не делайте так", но сказать, что роман не задается вопросом морального обличения человека, будет полной ложью, потому что как раз этим он в первую очередь и занимается: обществом в целом и индивидуальной личностью в частности. Только рассказчик подает в такой форме, что скорее сарказничает, чем поучает, и меня очень удивило, что местами это было прям очень смешно. И хотя крайне интересная манера изложения у "кукольника", я очень рада, что так больше не пишут: слишком легко споткнуться об эти пространственные размышления и ремарки.
Ну и, конечно, не стоит забывать о главной ценности произведения - злободневности нашей современности. Изменилось хоть что-нибудь почти два века спустя, или мы по-прежнему пускаем пыль в глаза на ярмарке тщеславия, только средства выбираем иные?4438