Рецензия на книгу
Записки у изголовья
Сэй Сёнагон
Аноним24 сентября 2020 г.«То, что не высказал я, сильнее того, что сказал»
При знакомстве с японской литературой невозможно не обратиться к классике, тем более к стилю дзуйхицу, заключающимся в том, что автор пишет всё, что приходит на ум, не акцентируя внимание на результате.
И одним из творцов, создавший этот стиль как таковой, была дама из свиты императрицы, Сэй-Сёнагон, что записывала поток мыслей в годы своего служения ещё во времена периода Хэйан.
То есть более тысячи лет назад.
Я пишу для собственного удовольствия все, что безотчетно приходит мне в голову. Разве могут мои небрежные наброски выдержать сравнение с настоящими книгами, написанными по всем правилам искусства? И всё же нашлись благосклонные читатели, которые говорили мне: «Это прекрасно!» Я была изумлена.Название её труда – «Записки у изголовья» – связано с тем, что у кровати обычно действительно было изголовье с ящиком, где можно было хранить полученные письма и что-то личное. Но нарекли заметки так уже многим после.
В данном случае название и впрямь вышло говорящим, ведь писала придворная дама действительно обо всём.
В «Записках…» найдётся место как откровениям об отношениях, пропитанными подчас искренним восторгом к императрице:
Похоже, что письмо написала сама государыня своей рукой. Я распечатала его с сильно бьющимся сердцем. Но листок бумаги был чист! В письме лежал лишь лепесток горной розы… На нём начертаны слова: «Я безмолвно люблю».Так и сплетням и обсуждениям романов:
Разговаривая об отношениях между мужчинами и женщинами, мы с Таданобу нередко пользовались терминами игры в шашки «го», как, например: «сделать рискованный ход», «перекрыть все подступы», «маневрировать осторожно», «сбросить все шашки с доски и окончить игру».Да и просто забавным и интересным наблюдениям:
Гречишник, к примеру, пишется двумя иероглифами — «тигр» и «палка». А ведь у тигра такая морда, что мог бы, кажется, обойтись и без палки…Но главное – это то, как Сэй-Сёнагон описывает свои эмоции, как чутко она воспринимает всё, что происходит с ней, как искренне любуется природой и красотой, подмечая множество деталей.
Камфорное дерево не растет в гуще других деревьев, словно бы сторонится их в надменной отчужденности. При этой мысли становится жутко, в душе родится чувство неприязни. Но ведь говорят о камфорном дереве и другое. Тысячами ветвей разбегается его густая крона, словно беспокойные мысли влюбленного.Особое внимание будет уделено стихотворным формам. Часто, очень часто придворные будут выражать посредством них свои чувства, демонстрировать знания, начитанность, скорость реакции и попросту понимание жизни.
Лаконично, ёмко, метко.
То, что пролетает мимо.
Корабль на всех парусах.
Годы человеческой жизни.
Весна, лето, осень, зима...Впрочем, личные записки придворной дамы будут исполнены и многократно повторяющимися восхвалениями чьих-то нарядов с указаниями цветов, и перечислениями названий географических объектов, ни к чему, по сути, не относящихся.
Если сначала это даже может быть занятно с точки зрения погружения в происходящее, то к концу книги хочется пролистать описания парчовых платьев и коротких накидок: детально они могли быть расписаны буквально за несколько страниц до того. А некоторые из описанных поступков (та же история, связанная с пожаром) с этической точки зрения могут показаться спорными.
И где фаворитка императрицы восхваляет красоту, там и своеобразно понимает её отсутствие.
Некрасивые люди во сне становятся еще безобразней и потому должны спать ночью. В потемках их не разглядишь, да и притом все в доме спят. А вставать им лучше всего на рассвете, не оскорбляя ничьих глаз.Как итог, из записок Сэй-Сёнагон многое может быть актуально и сейчас, более тысячи лет спустя. И восприятие каких-то случаев из жизни (когда кто-то оставил дверь не закрытой или вдруг среди ночи заплакал младенец), и эмоции по многим вопросам (про болезнь ли или страсть).
Но следует учитывать, что это практически формат дневниковых записей, потому с точки зрения рассмотрения исторического периода это может быть интересно, но может и утомить повторениями и ни к чему не относящимися деталями.
Интересно, медитативно, порой забавно, порой – красиво.
Не без «но».
Когда я гляжу на светлую луну, я вспоминаю о тех, кто далеко, в памяти воскресает давно забытое. Я снова, как будто это случилось сейчас, переживаю радости, тревоги, волнения былых дней.11732