Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки у изголовья

Сэй Сёнагон

  • Аватар пользователя
    Аноним24 сентября 2020 г.

    «То, что не высказал я, сильнее того, что сказал»

    При знакомстве с японской литературой невозможно не обратиться к классике, тем более к стилю дзуйхицу, заключающимся в том, что автор пишет всё, что приходит на ум, не акцентируя внимание на результате.
    И одним из творцов, создавший этот стиль как таковой, была дама из свиты императрицы, Сэй-Сёнагон, что записывала поток мыслей в годы своего служения ещё во времена периода Хэйан.
    То есть более тысячи лет назад.


    Я пишу для собственного удовольствия все, что безотчетно приходит мне в голову. Разве могут мои небрежные наброски выдержать сравнение с настоящими книгами, написанными по всем правилам искусства? И всё же нашлись благосклонные читатели, которые говорили мне: «Это прекрасно!» Я была изумлена.

    Название её труда – «Записки у изголовья» – связано с тем, что у кровати обычно действительно было изголовье с ящиком, где можно было хранить полученные письма и что-то личное. Но нарекли заметки так уже многим после.

    В данном случае название и впрямь вышло говорящим, ведь писала придворная дама действительно обо всём.
    В «Записках…» найдётся место как откровениям об отношениях, пропитанными подчас искренним восторгом к императрице:


    Похоже, что письмо написала сама государыня своей рукой. Я распечатала его с сильно бьющимся сердцем. Но листок бумаги был чист! В письме лежал лишь лепесток горной розы… На нём начертаны слова: «Я безмолвно люблю».

    Так и сплетням и обсуждениям романов:


    Разговаривая об отношениях между мужчинами и женщинами, мы с Таданобу нередко пользовались терминами игры в шашки «го», как, например: «сделать рискованный ход», «перекрыть все подступы», «маневрировать осторожно», «сбросить все шашки с доски и окончить игру».

    Да и просто забавным и интересным наблюдениям:


    Гречишник, к примеру, пишется двумя иероглифами — «тигр» и «палка». А ведь у тигра такая морда, что мог бы, кажется, обойтись и без палки…

    Но главное – это то, как Сэй-Сёнагон описывает свои эмоции, как чутко она воспринимает всё, что происходит с ней, как искренне любуется природой и красотой, подмечая множество деталей.


    Камфорное дерево не растет в гуще других деревьев, словно бы сторонится их в надменной отчужденности. При этой мысли становится жутко, в душе родится чувство неприязни. Но ведь говорят о камфорном дереве и другое. Тысячами ветвей разбегается его густая крона, словно беспокойные мысли влюбленного.

    Особое внимание будет уделено стихотворным формам. Часто, очень часто придворные будут выражать посредством них свои чувства, демонстрировать знания, начитанность, скорость реакции и попросту понимание жизни.
    Лаконично, ёмко, метко.


    То, что пролетает мимо.
    Корабль на всех парусах.
    Годы человеческой жизни.
    Весна, лето, осень, зима...

    Впрочем, личные записки придворной дамы будут исполнены и многократно повторяющимися восхвалениями чьих-то нарядов с указаниями цветов, и перечислениями названий географических объектов, ни к чему, по сути, не относящихся.
    Если сначала это даже может быть занятно с точки зрения погружения в происходящее, то к концу книги хочется пролистать описания парчовых платьев и коротких накидок: детально они могли быть расписаны буквально за несколько страниц до того. А некоторые из описанных поступков (та же история, связанная с пожаром) с этической точки зрения могут показаться спорными.
    И где фаворитка императрицы восхваляет красоту, там и своеобразно понимает её отсутствие.


    Некрасивые люди во сне становятся еще безобразней и потому должны спать ночью. В потемках их не разглядишь, да и притом все в доме спят. А вставать им лучше всего на рассвете, не оскорбляя ничьих глаз.

    Как итог, из записок Сэй-Сёнагон многое может быть актуально и сейчас, более тысячи лет спустя. И восприятие каких-то случаев из жизни (когда кто-то оставил дверь не закрытой или вдруг среди ночи заплакал младенец), и эмоции по многим вопросам (про болезнь ли или страсть).
    Но следует учитывать, что это практически формат дневниковых записей, потому с точки зрения рассмотрения исторического периода это может быть интересно, но может и утомить повторениями и ни к чему не относящимися деталями.
    Интересно, медитативно, порой забавно, порой – красиво.
    Не без «но».


    Когда я гляжу на светлую луну, я вспоминаю о тех, кто далеко, в памяти воскресает давно забытое. Я снова, как будто это случилось сейчас, переживаю радости, тревоги, волнения былых дней.
    11
    732