Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моби Дик, или Белый Кит

Герман Мелвилл

  • Аватар пользователя
    extranjero17 мая 2012 г.

    Толстый том, посвящённый китобойному промыслу. Десятки глав посвящены строению кита, десятки глав посвященны китобойному делу. Всё это обёрнуто с одной стороны полуприключенческим рассказом о том, как некий Измаил в приступе меланхолии устраивается на китобой, а с другой - историей борьбы человека (человека ли?) с Левиафаном, Моби Диком. Всё это притворяется единым художественным произведением.

    Обстоятельность книги подчёркивает то, что она начинается с этимологии слова "Кит" и извлечений этого слова (т.е. ручное загугливание слова "кит" в пространстве от Бытия до Дарвина). Через сотню страниц "Пекод" (то судно, на котором и разыграется вся драма) ещё стоит в порту.повествователь Измаил со вренем растворяется в тексте. Судно отходит в море, загарпунивает первого кита, и подобно тому, как китобои днями снимают с китовой туши слой за слоем, так и повествование медленно раскрывает нам тему Кита. Глава о жировом покрове кита, глава о его мясе, пару глав о его голове... но это ещё не всё: с подобным же тщанием раскрыта и тема китобойного промысла. Такие слова как вельбот, линь, острога наполняются смыслом. Впрочем, помимо прямого значения, у этих глав есть и второе, символическое (жаль только, что на этом уровне я не смог толком увязать их между собой).

    В последних главах (в монологах Ахава и трёх днях преследования) выжимка всего романа. Два главных героя – Ахав и Моби Дик выходят на сцену. Красной нитью проходит мысль о том, что человек – лишь орудие (гребцы на вельботе, которых капитан призывает стать его руками и ногами, Пип, лишившийся воли и рассудка, Ахав ли я?, сито). Но в чьих руках орудие? Бога? Ахав – да, возможно бога, но Пекод со всем экипажем – не орудие ли в руках Ахава? И не является ли этот отказ от своей воли способом примкнуть к чему-то большему, и стать им (стройны наши ряды)? Именно эта общность даёт возможность людям уничтожать левиафанов. А те кто вне – те вне и остаются, подобно Пипу или Гавриилу (выбравшие сумашествие).

    41
    183