Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним21 сентября 2020 г.Жутко тоскливо и запредельно безысходно
«Жутко тоскливо и запредельно безысходно» - вот какие слова наилучшим образом передают мое состояние после чтения этого романа, претендующего на роль самой подходящей книги для меланхоличного осеннего настроения.
Читать было довольно-таки тяжело, словно продираешься сквозь черный мрачный лес, постоянно натыкаясь в темноте на острые сучья и ветки, оставляющие на твоей коже царапины и кровоподтеки, а на одежде – дырки и затяжки.
Такому восприятию есть 2 причины. Первая – книга насквозь пропитана болью, буквально каждая страница; даже в самых безобидных, казалось бы, моментах, ваше сердце может разорваться от сострадания к героям романа, у каждого из которых свои «гири на сердце».
Главный герой «Жутко громко и запредельно близко» - 11-летний мальчик Оскар Шелл, пытающий найти ответы на свои многочисленные вопросы, касающиеся мира, людей, отношений между ними. Но самый главный для него вопрос, имеющий запредельно важное значение для него – это вопрос о том, как жить в мире, где больше нет его любимого отца, с которым их связывали такие прочные и нерушимые нити. В мире, где больше не будет разговоров с папой о всякой всячине перед сном, не будет новых загадок, которые папа постоянно придумывал для своего любознательного и пытливого сына, не будет совместных прогулок и завтраков, и обедов, и ужинов и ничего-ничего...
Эта бесконечная пустота вкупе со всепоглощающим чувством вины настолько подавляет и страшит Оскара, что он как за спасательный круг хватается за возможность разгадать последнюю загадку своего отца, связанную с найденной в кладовке вазой, внутри которой обнаруживается загадочный ключ в не менее загадочном конверте с надписью «Black».
С первых же страниц романа становится понятно, насколько необычным ребенком является Оскар – он так чутко подмечает любую деталь, любые, даже самые мельчайшие оттенки чувств других людей, которые они прячут глубоко внутри себя, постоянно ищет ответы на свои непростые и совсем недетские вопросы. А эти его вечные «изобретения»! Сразу видно нестандартное и свободное от стереотипов и шаблонов мышление. Оскара с его богатейшим внутренним миром, с невероятно живым и широко развитым воображением, просто язык не повернется назвать ребенком, скорее уж маленьким взрослым.
Его короткие и меткие высказывания бьют тебе прямо в сердце своей мудростью, откровенностью и знанием жизни: «Мама сказала:
Мне кажется, бабушке очень одиноко, ты не думаешь?» Я ей ответил: «Мне кажется, всем людям одиноко."
Я не мог понять, почему мне требуется профессиональная помощь: я считал, что у человека должны быть гири на сердце, когда у него умирает папа, и что если у человека нет гирь на сердце, тогда ему нужна помощь.
Даже когда ты атеист, это еще не значит, что тебе не может хотеться, чтобы у вещей была цель.Параллельно с историей Оскара перед читателем разворачивается непростая история отношений между его бабушкой и дедушкой, которая наилучшим образом демонстрирует вторую причину, почему книгу читать так тяжело. Слишком много недосказанности, слишком много намеков, замалчиваний, отрывочный стиль изложения, слишком много красочных метафор, аллегорий, которые не приближают читателя к разгадке внутреннего мира героев, а лишь заставляют недоуменно хмурить брови.
Мой «любимый» отрывок – про то, как бабушка и дедушка Оскара еще в самом начале жизни поделили квартиру на Нечто и Ничто:
Но между Ничто и Нечто начались стычки, по утрам ваза из Ничто отбрасывала тень в Нечто, как напоминание о понесенной когда-то утрате, что ты на это скажешь, ночью Ничто света из гостевой спальни просачивалось под Ничто двери и заливало собой Нечто прихожей, нечего тут сказать. Стало непросто переходить из Нечто в Нечто без того, чтобы не угодить в Ничто, а когда Нечто (ключ, ручка, карманные часы) оказывалось забытым в Ничто, оно становилось его частью, навсегда прекращало существовать, это правило мы не оговаривали, как, впрочем, и почти все наши правила.Какая глубокомысленность, не правда ли? И пусть в конечном итоге нам все же становится понятной странная подоплека болезненных взаимоотношений старшего поколения семьи Шеллов, даже сквозь эту непонятную мешанину витиеватых фраз, это отнюдь не умаляет чувств недоумения и растерянности.
Именно после «Жутко громко и запредельно близко» я вспомнила, почему так люблю Достоевского – он буквально «разжевывает» читателю всё происходящее по сюжету и обнажает внутренний мир каждого героя до самых глубин души, формируя у читателя ясное, четкое и детальное представление каждом отдельно взятом персонаже и их взаимоотношениях между собой.
Однако, любые недостатки этой книги будут перевешены ее достоинствами. Да, эта книга не для всех, безусловно, многие могут счесть ее чересчур странной, запутанной, непонятной, но если вы сможете прочувствовать ее сердцем, отключив на время разум, то не останетесь равнодушным.
Вся жизнь уходит на то, чтобы научиться жизни.P.S. Финальные строки – просто в самое сердце. Безусловно, это одна из самых ярких, драматических и запоминающихся концовок романа!
332,2K