Рецензия на книгу
Деревушка
Уильям Фолкнер
Аноним20 сентября 2020 г.Мои сны о Йокнапатофе: Бесконечное лето
Некоторое количество разрозненных отрывковЕсть много историй о возвышении индивидуума, равно как и о возвышении целых семейств; и хотя жанр семейной саги чаще всего сводится к сюжету о вырождении, история возвышения некоего клана в нем присутствует всегда. Это отлично понимал Ф.Ф. Коппола, в творчестве которого тема семьи неслучайно является одной из важнейших, поскольку клан Коппола в итоге пустил свои корни в киноиндустрию США настолько глубоко, что, готов поспорить, даже внуки его правнуков все еще будут снимать свои фильмы. Но речь не о том. Что трилогия "Крестный отец", что (один из лучших фильмов мастера на "семейную" тему) "Тетро" все-таки больше о вырождении, выгорании, распаде, если хотите. Собственно, весь Фолкнер об этом тоже.
Фолкнер - это всегда поток, но не всегда поток сознания. В отличие от того же "Шума и ярости", в "Деревушке" практически отсутствует внутренняя речь - за исключением, возможно, Рэтлифа, который постоянно дает некоторую моральную оценку всем происходящим вокруг него событиям, однако нельзя сказать, что голос его солирует. Как раз в этом и дело - "Деревушка" остается потоком, однако потоком скорее коллективного бес- и подсознательного, заключенного в не самых умных головах жителей небольшого поселения. Стоит понимать, что в коллективном подсознании южан того времени мало изящного: байки о прошлом общих знакомых, злость и зависть в отношении ближних своих, влажные мечты о симпатичной школьнице, ect, ect. Население "Деревушки" - это будто бы провинциальная публика, пришедшая на представление дающего гастроли столичного театра, и вникать в поток их подсознания, хотя и интересно, но все же утомительно. В этом отношении история Флема Сноупса, разделенная напополам абсолютно мистерийной фантазией о Князе Тьмы, представляется как раз пьесой Высокого театра о стяжательстве и расчете.
Фолкнер - это всегда мифы, мифы страны, у которой нет прошлого. Реверсивное похищение Елены в исполнении умственно отсталого, первородная мать-земля Юла - полуразрушенное поселение становится вертепом для изображения практически античных образов. Южный миф всегда эсхатологичен, и весь фолкнеровский цикл о жизни округа Йокнапатоф - по сути фиксация этой эсхатологии. Любая книга Фолкнера, любой отрывок из этого цикла - это чей-то личный (иногда принадлежащий не одному, но группе людей) Конец Света. Хотя, в конце концов, каждый встречает свой личный Апокалипсис в одиночестве и каждый по-своему.
Фолкнер - это всегда удивительно рваная разрозненность, представляющая собой удивительно цельную структуру. Не стоит преувеличивать его сложность - единственная сложность в отношении Фолкнера заключается в огромном количестве точек зрения. "Деревушка" наполнена разнообразными описаниями этих точек зрения, иногда кажущимися совершенно излишними: в самом деле, зачем постоянно указывать на то, видит ли человек своего собеседника, подошедшего к крыльцу, или еще нет? Зачем потом уточнять, что собеседник все-таки попал в поле зрения человека или же, наоборот, окончательно вышел из него? А ведь по сути, этот роман, названный по имени главного героя (да, я считаю именно само поселение центральным персонажем), как раз об этом. Главная его тема, на мой взгляд, - это тема отношений между тем, что мы видели и тем, чего мы не видели. Неискушенному читателю может показаться, что история Сноупса подана достаточно неумело и нуждается в продолжении (все-таки часть трилогии, как-никак), однако это не так: она рассказана настолько подробно, насколько подробно мы сами смогли бы ее наблюдать, происходи она с нами по соседству: сотканная из недомолвок, сплетен и пересудов, лжесвидетельств и наветов, она, по сути, идеально описывает все наши многочисленные жизни, которые мы проживаем ежедневно в восприятии окружающих нас людей. И поверьте: лучше жить рядом с такими, как Флем Сноупс - закрытыми и преследующими только свои, пусть и корыстные цели, - чем с вечно оказывающимися на месте событий и старающимися все обо всех узнать Рэтлифами.
201,8K