Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дата Туташхиа

Чабуа Амирэджиби

  • Аватар пользователя
    Аноним20 сентября 2020 г.

    Моё первое знакомство с грузинской литературой, впечатлило! Роман по задумке и исполнению масштабный, как по историческим меркам (начало XX века и революционный дух, богатый на события и происшествия), так и по персонажам (почти в каждой главе множество новых второстепенных со своими судьями). Во главе истории два брата: один слуга закона, второй его нарушитель поневоле и по морали (сам Дата Туташхиа). Уже само по себе увлекательно следить за протагонистом, который непонятный изгнанник, но при этом человек высокой морали, человек слова и дела, с крепким внутренним стержнем ( а еще добрым конём и маузером на перевес :D )

    И всё же роман читается с трудом. Сначала привыкаешь к колориту терминов, вещей, событий и сложными для русского глаза именам и позывным. Затем, адаптировавшись немного, к моральной карте и менталитету автора и его героев. И вот тут боль. Потому что жанр не фантастика и не эпическое фентези, а вполне реальное историческое прошлое, а герои здесь -- будто божества или на худой конец Прометей из греческих легенд и остальные. Обычно в художественной литературе персонажи развиваются и духовно растут. В этой книге есть Идеальный Дата-Прометей со всеми достоинствами человека, почти небожитель, причем, по-видимому, от рождения вот просто он такой. И он несёт свой крест идеальности через всю книгу. Мораль при том высокая, но всё равно в рамках понимания идеалов грузинского общества прошлого.
    Современный же человек содрогнётся описанию жизни женских персонажей того времени. Ни образования, ни права на независимость. В мире мужчин и бесконечных стычек ты либо разменная монета, либо наложница, либо кликуша (много раз за роман были плачуще-причитающие женщины, которые спасали/пытались спасти или что-то сделать таким вот образом, потому что иных инструментов и средств просто не было). Очень страшная картина. И у меня была надежда увидеть развитие или духовный рост кого-то из второстепенных персонажей. Но то ли автор в принципе считает, что люди уже рождаются с определенными чертами характера и это изменениям не подлежит, то ли целью жанра поставил обрамление идеального Даты, чтобы на фоне обывателей он Героем смотрелся, не знаю.

    Читать это месиво из грязных и тяжелых ситуация было тяжело и больно, и надежды для героев нет. Для персонажей нет, но для читателей эдакими конфетками-наградами в процессе чтения были беседы и философские разговоры, которые и впрямь красивые, образные и крепкие, как грузинский тост.


    – Видите, что получилось… Порох, изобретенный для фейерверков, пошел на взрывчатку.


    Я учил вас: в своей стране ты посланец своей семьи, вне страны – посланец своей родины, ибо на родине твои поступки – это лицо твоей семьи, а за ее пределами они лицо твоего народа.

    Читал я одну книгу – о пиратах. Пираты – это морские разбойники. У них скопляются богатства… немыслимые. На эти деньги целые царства можно купить. Но куда там… Они все равно носятся по всему свету, грабят и шарпальничают, гибнут или умирают своей смертью, но это редко… И прахом идут все их бог знает где зарытые сокровища. Что за люди эти пираты, как ты думаешь? Это люди страсти: они любят опасность и любят знать, что где-то у них – один черт знает, в каких океанах, на каких островах, – запрятаны огромные сокровища. Они любят не сами деньги, а добывать их они любят. Добывать! Люби они то, что можно за эти богатства купить, бросили б они все и ушли на покой. Пусть они одержимы глупой страстью. Но – страстью! Другие называют эту страсть жадностью, потому что жадность доступней для людского понимания. Вот ты хочешь раздобыть денег, но знаешь, чего тебе для этого не хватает? Я уже не говорю о любви к опасности. У человека твоей породы ее и не может быть. Но хоть деньги-то должен ты любить настолько, чтобы ради них не бояться опасности?...

    Роман не обычный и не привычный. Мне было бы морально легче, воспринимай бы я его изначально, как грузинскую притчу про Прометея, спустившегося с небес показать простому народу, как жить надо и куда душой стремиться можно. Но даже с этим знанием слишком много чернухи быта и истории, абсолютная беспросветная темнота и отсутствие развития социума в процессе, привкус пиф-паф и комичной даже крутизны главного героя а la Бетмена местами. В русской литературе чем-то отдаленно похожим можно считать Данко с его горящим сердцем из Максим Горький - Старуха Изергиль (сборник) . Но там рассказ не большой и позитивный, красивый миф даёт надежду.

    9
    2,1K