Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Под стеклянным колпаком

Силвия Плат

  • Аватар пользователя
    Аноним19 сентября 2020 г.

    Правильно сказано в биографической справке: невозможно воспринимать этот роман в отрыве от контекста - биографии автора.
    Да, возможно, Сильвия далеко не во всём похожа на своего персонажа. Даже скорее всего. И, вполне вероятно, в роман щедро добавлены события и факты, которых не было на самом деле. Но если подумать, что хотела сказать Сильвия, наделяя свою героиню собственными отправными данными, рисуя её жизнь в полном соответствии со своим личным оытом, не пытаясь написать внятный сюжет, придать роману законченность и никак при всём этом не отцензурировав свои мысли, не сделав личность героини безусловно привлекательной?
    Она хотела рассказать не о чьей-то, а о своей жизни по ту сторону "стеклянного колпака", законсервивровать этот момент своей жизни, чтобы стать более понятной для окружающих, для своих близких, для самой себя. Только так можно объяснить такую болезненную откровенность - она была криком о помощи, который прозвучал слишком поздно.

    Воспринимать эту книгу как цельное произведение сложно - совершенно непонятно, что это за жанр, к чему ведёт автор, куда вдруг пропала лёгкость, с которой повествуется о пьянках и обжорстве в Нью-Йорке, и куда делся сам Нью-Йорк, и что вообще происходит с вполне благополучной девушкой, успешной стипендиаткой, красавицей с обложки, талантливой литераторшей. А всё просто: роман как нельзя лучше иллюстрирует старую поговорку "сытый голодному не товарищ", и, ничего не зная о том, что такое депрессия как медицинский диагноз, ни разу не стояв на краю, понять эту историю практически невозможно. А можно подумать, что Эстер просто с жиру бесится и от безделья мается.

    И мне поначалу тоже было сложно, а потом произошло одно любопытное совпадение. Совершенно случайно во время чтения "Под стеклянным колпаком" мне попалось интервью Юлии Ахмедовой на канале Ирины Шихман. Я была уверена, что Юлия к своему одиночеству относится легко, по-философски и с юмором, а всё оказалось совсем не так. И невозможно было не увидеть параллели с тем состоянием, которое описывает Сильвия. Как невозможно равнодушно смотреть на то, как молодые и красивые женщины - одна, милый призрак из эпохи пин-ап и другая - наша современница, будучи талантливыми и успешными, начинают считать свою жизнь бессмысленной, теряют себя, оказываются нежизнеспособными. На обеих давит общество со своим крайне ценным мнением, даже фигуры отцов в их жизнях крайне схожи.
    Только в наше более просвещённое время таким людям оказывается профессиональная медицинская помощь, назначаются сложносоставные антидепрессанты, проводятся терапевтические курсы . А к услугам героини были разве что трудотерапия да электрошок.

    Но вернёмся к роману. Эстер в числе одиннадцати других счастливиц проходит бесплатную стажировку в Нью-Йорке, полученную за свои литературные достижения. Уже сейчас она порой ведёт себя странновато, например выдавая неадекватные реакции. Так ей кажется ужасным, что редактор, под чьим началом она работает, предлагает ей задуматься о будущем. Своё время в столице Эстер тратит крайне непродуктивно, и вскоре возвращается в родной Бостон. И без того разочарованная и подавленная, дома Эстер получает известие о том, что ей отказывают в посещении писательского семинара, мыслью о котором она жила последние дни. Видимо, это и стало точкой кипения, после которой и так излишне чувствительная девушка теряет почву под ногами. И близкие почему-то не замечают, что Эстер больше не может вставать с постели, перестала мыться и ходит в той же самой нестиранной одежде, в которой приехала домой, совсем не ест и не спит. Сама она пугается, когда теряет возможность писать. С этого момента всё повествование сосредоточится вокруг попыток самоубийства и психиатрических лечебниц.

    У романа нет внятного окончания, это просто описание отрезка жизни, когда Эстер впервые обнаружила симптомы болезни, была на самом дне и на тот момент выжила. Но, несмотря на то, что её мать утверждала, будто дочь собиралась впоследствии написать ещё один роман, будучи уже по ту сторону "стеклянного колпака" и рассказать ту же историю с перспективы здорового человека, мы прекрасно понимаем, что это было невозможно, ведь Сильвия здоровым человеком не была, скорее всего, никогда, и вылечиться ей было не суждено. Есть люди с внешними увечьями, кто-то страдает головными болями, кто-то мается сердечной хворью, а Сильвия была нежизнеспособна. У неё при всём её таланте, не было "якоря", цтобы зацепиться за жизнь и держаться на плаву. Её выводили из равновесия совершенно невинные поступки других людей. Близкие не были ей достаточной поддержкой, а сама она не была настолько самодостаточной, чтобы понимать, что ей нужно от жизни идти своим путём.
    Сильвия жила в то время, когда женщины уже вовсю добивались успеха в карьере, но семейные ценности по-прежнему играли огромную роль, поэтому на неё оказывалось двойное давление: "добейся успеха, прилежно учись, стань выдающейся, но и про детишек не забывай, надо быть женой, матерью, хозяйкой". Такие установки и здоровому человеку могут навредить. Что уж говорить о нежной поэтессе, которой в один момент начало казаться, что мир, где не будет её самой, станет лучше.

    21
    1,2K