Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письма Баламута

Клайв Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2020 г.

    Корреспонденция от искусителя

    Письма Баламута были написаны в разгар Второй мировой войны, когда разобщенный мир острее чувствовал потребность в свете и добре, а духовно-нравственные ценности попирались на глазах. Человеческие чувства были обострены до предела, все ощущали мистическую борьбу добра со злом, некое иррациональное начало и дребезжащий страх перед будущим. Как теолог и богослов Льюис сильнее ощущал демоническую природу войны, весь его апофеоз и ужас заключался в том, что война велась от лица самого Люцифера и казалось зло на мгновенье одерживает победу над добром. Говорят, некоторые писатели наделены от природы духовным зрением, то есть видят то, что не подвластно человеческому глазу, а Клайв Стейпл Льюис мистически предвидел границы двух миров - ангельского и демонского, что, несомненно, послужило к написанию «Писем Баламута». Сам же Льюис о своем произведении говорил так:


    «Настроить разум на бесовский лад легко, но неприятно, во всяком случае, забавляет это недолго. От напряжения у меня как бы сжало дух. Мир, в который я себя загонял, говоря устами беса, был трухлявым, иссохшим, безводным, скрежещущим, там не оставалось ни капли радости. Я чуть не задохнулся, пока не кончил книгу, а если бы писал дальше, удушил бы читателей»

    Если актёры с лёгкостью могут перевоплотиться в злодея и сгримасничать ради публики лишь на некоторое время, то писатель пока не поставит точку над своей книгой, обязан жить в шкуре истязателя мучительно долго, и для самого Льюиса «перемена ума» было настоящим испытанием. Перейдем непосредственно к самому рассказу. Письма Баламута - подлинная азбука природы зла, каждое письмо направлено на порабощения человеческой природы. Баламут - старший бес в адской бюрократии, который в эпистолярном жанре адресует наставнические письма своему племяннику Гнусику о том, как искушать людей и отдалять их от Бога. У Гнусика есть свой «подопечный», который следит за его движением мыслей, и всячески пытается сбыть его с христианского пути. Некоторые отрывки из его писем выгладят до такой степени реалистичными, что поневоле принимаешь данное за действительное:



    Главное направлять его злобу на непосредственных ближних, которых он видит ежедневно, а доброту переместить на периферию так, чтобы он испытывал её к тем, кого вообще не знает. Тогда злоба станет вполне реальной, а доброта мнимой.



    Неважно, сколь малы грехи, если их совокупность оттесняет человека от Света и погружает в ничто. Убийство ничуть не хуже карт, если карты дают нужный эффект. Поистине, самая верная дорога в ад — та, по которой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапных поворотов, без указательных столбов.

    ***


    Когда–ни будь мы превратим Вселенную в один сплошной шум. На земле мы сделали большие успехи. Под конец мы заглушим все мелодии и всю тишину небес

    При прочтении писем невольно возникают мысли в дух:"А что, если все так и есть в нашей жизни? Что если искуситель действует теми же методами и инструментами порабощения людей, которые описываются в письмах Баламута? Что если Льюис с точностью угадал бесовский ход игры?". Как минимум читателю становится страшно, а как максимум он начинает осмысливать свою жизнь, припоминая те или иные события из своего прошлого. Задача Льюиса прежде всего заключалась в разоблачении бесовской природы, тем самым, предупреждая людей об опасностях и искушениях на жизненном пути. Письма Баламута – это попирание христианских ценностей, возвеличивание зла и принижение добра, очернение человеческих добродетелей и обеление пороков, провозглашение тьмы и свержение света. Человек в письмах Баламута называется «пациентом» словно, сам Баламут является врачом-искусителем, пытаясь воздействовать на его новоиспеченную христианскую душу. Инструментами соблазнения беса-искусителя выступают такие человеческие слабости как – чревоугодие, тщеславие, развращенность, трусость. Он возводит их в добродетели, страстно ожидая от своего «пациента» принятия данных пороков. Профессор лжи стремится не сколько затуманить человеческий разум, столько лишить своего «пациента» связи с Богом. Льюис смог угадать природу войны, вложив в уста беса-искусителя следующее умозаключение:


    Самое большое зло творят теперь не в мрачных притонах и вертепах, которые описывал Диккенс, даже не в концлагерях — там мы видим результаты. Его зачинают и рождают (предлагают, поддерживают, разрабатывают) в чистых, теплых, светлых кабинетах, аккуратные, чисто-выбритые люди, которым и голоса повышать не надо.

    Ведь, по сути-таки, и есть. Сегодня войны зачинается в министерских кабинетах - они(чисто-выбритые люди) развязывают военные конфликты, покуривая сигару и попивая виски со льдом с ехидной улыбкой на лице. Самые страшные и гнусные преступления совершаются как раз-таки от людей, которые внешне лишь кажутся культурными и интеллигентными, но с гнойной и мрачной душой. В 21 веке настоящая война вовсе уже не олицетворяется с бомбами и пушками, достаточно придумать новую форму глобализации или мягкой силы, довольно внушить идею мультикультурализма, в котором будут прикрываться ложные формы демократии (гендерное равенство полов и т.д.), чтобы окончательно разъединить людей, народы и государства. Новые технологии создаются с целью облегчения человеческого бремени, автоматизировав кучу ручной работы, но ведь никто не дает гарантии что они будут применяться лишь во благо человечества? История на этот счет знает немало примеров – испытание атомной бомбы, искусственно созданные бактерий в пробирках и т.д. Любое научное открытие является благом, до тех пор, пока чаша зла не будет превышать чашу добра, пока злой гений не нажмет «волшебную кнопку». И Льюис как-раз таки хочет донести до читателя мысль, что надо быть всегда бдительными и осторожными, что любая война коренится в человеческих мыслях. Если войны раньше велись из-за территориальных причин, то сегодня войны ведутся исключительно мягкой силой - путем одурманивания разума и искажения духовных ценностей.
    Финал – прекрасен, словно сам Льюис пророчески предугадал победу над фашизмом во Второй мировой войне. Пациент полностью проходит духовное перерождение и одерживает победу над бесом-искусителем - человеческая душа теперь нравственно чиста и целомудренно, потому что война побеждена добром. «Письма Баламута» во многом напоминают «Потерянный Рай» Мильтона, «Фауста» Гёте и «Мастера и Маргариту» Булгакова. Всех их объединяет одно – рай и ад реальны, и во все не потому, что это основа всех монотеистических религий, а потому что не бывает медали без стороны.

    17
    2,7K