Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним16 сентября 2020 г.Ещё со школьных пор я всё хотел зачесть Фалладу. Некоторым книгам отчаянно не везло: в старших классах я забегал в библиотеку лишь в окнах, и за время окна успевал прочесть лишь страниц 50. «Маленького человека» таким образом я начинал аж трижды – потому что начало нравилось, и хотелось воскресить его в памяти прежде, чем заныривать в книгу глубже. Но домой «Маленького человека» я так и не взял, а окна выпадали очень нечасто, потому-то и добрался до автора я лишь теперь.
И страшно рад, что добрался!Обычно я не люблю книжки про дураков. Здесь же у Фаллады сложно назвать кого-то из персонажей умным или хотя бы положительным. На страницах мелькают толпы, состоящие из отребья: алкоголиков, бездельников, доносчиков… Если человек не алкоголик и не бездельник, то 99,9% что он трус. Работает на фабрике – трусит. Сидит дома – доносит на соседей (особенно колоритным персонажем стал тот, что три часа простоял за дверью, пялясь в глазок, чтобы донести на соседку). Работает в гестапо – страшится начальства. Убивают – либо из жестокости, либо из страха. Подтасовывают документы в самой системе – тоже из страха. Выбивают лжесвидетельства – опять же из страха, чтобы не получить нагоняй сверху. Добрые две трети романа можно смеяться в голос над поворотами судьбы всех этих маленьких людей: вот комиссар был на коне, а в следующий момент его уже тащат в подвал на допрос. Мы думаем, что он получил по заслугам, но нет, Фаллада вновь вытаскивает его из подвала на свет божий и заставляет вновь вести прежнее дело… Невозможно не аплодировать перевёртышам в судьбе лентяя и ловеласа Энно Клуге. Про перипетии с Баркхаузеном, потрясающе неудачливым доносчиком, я и вовсе молчу…
Пожалуй, всё-таки положительные герои у автора есть: конечно, это Квангели, умудрившиеся решиться до конца пойти против системы, и бывшая почтальонша Эва, взявшая на перевоспитание Куно Диттера. Да и сам Куно в итоге преображается. Но Фаллада вовсе не идеализирует этих четырёх: Отто Квангель всю жизнь сам ограничивает себя и препятствует саморазвитию, оттого и совершает множество глупостей, Анна на протяжении почти всего романа страшно трусит, Эва ещё в самом начале книги отказывается видеть дальше своего носа и предстаёт перед читателем в самом ханжеском своём обличье. Кроме того, даже Квангелей, вокруг агитационных открыток которых и завязывается вся трагикомедия, нельзя назвать главными героями, временами они надолго пропадают из поля зрения читателя, а вместо них мы довольно хорошо узнаём характеры множества связанных и не связанных с ними напрямую героев. Поэтому у Фаллады вышла отличная жанровая картина, прекрасная ретроспектива комедии нравов нацистского государства, в которой есть всё: и размышления на тяжёлые, серьёзные темы, и неожиданно юмор, и грустный сарказм по поводу происходящего глазами немца, и главное, без чего бы книга не состоялась – живые, несовершенные люди.
Книжку я слушал в исполнении Кирилла Петрова. На беду был у меня один одноклассник, заводила и бандит, тоже Кирилл, с точно таким же тембром голоса. То ли поэтому мне страшно не нравится тембр, то ли из-за того, что я в принципе еле переношу низкое и хриплое (вот как и мой голос, в буквальном смысле, чья б мычала, а моя б не верещала), с басом вообще до физического отвращения доходит и головной боли. Побокальники сказали мне, что Петров – баритон, и что подавляющее большинство чтецов – баритоны, и что это отнюдь не низкий голос. Увы и ах мне, глухарю, который только у тенора Оробчука разбирает все слова без исключения. Много где читал, что глухари лучше воспринимают более низкие голоса – вот у меня всё в точности до наоборот, как истинный глухарь, заявляю, чем выше тон и чем меньше в тембре хрипов и всхлипов, тем проще мне разобрать, что человек говорит. Низкий же бубнёж – вовсе неподъёмное для моего слуха. Всё врут про глухарей!
Интонации у чтеца в общем-то норм, но штука в том, что половина героев – алкоголики и отребье, ну, он их и изображает соответствующе, и еще большее отвращение вызывает. А когда за автора читает или мысли нормальных героев, то всё ок.
Но вот что явно неладно было с Петровым - так это его кориШневость! А у Фаллады ведь вся нацистская Германия сплошь коричневая, в переводе, который я слушал, это слово встречается 39 раз! И всякий раз у меня дёргался глаз от этой ШШШШШШШ...10801