Рецензия на книгу
Wolf Hall
Hilary Mantel
Marl1316 сентября 2020 г.Ни один исторический роман не возникнет без розовоочковой влюбленности в историческую фигуру
Удивительно, но роман одновременно рассчитан явно на ту аудиторию, что слышала краем левой пятки вообще про Кромвеля Оливера (камон, здесь есть рецензенты, называющиеся главного героя Томасом МОРОМ. Какой пяткой они читали?..) - и на хорошо знакомых с эпохой Тюдоров и описываемым периодом, потому что автор сразу бросает вас в гущу событий и имен и объяснять ничего не собирается.
Послушать Мантел, так Томас Кромвель - это просто леонардо да винчи от мира английской политики. Он был искусен абсолютно во ВСЕМ и даже зачем-то учил польский язык (может, это и правда, но тем не менее вызывает недоумение). Четыре раза вам повторят, что в Италии он выучил уникальную мнемоническую систему (алло, автор, я, конечно, не учила, но у меня не настолько плохая память!). Ах, я не отрицаю, что он, несомненно, был выдающимся и просвещенным человеком и со всех сторон интересной личностью, но зачем же так откровенно патокой поливать? В представлении Мантел все-то вокруг тупые и страшные, ничего из себя не представляющие, женщины (и королевы) откровенные замарашки и дуры - один Кромвель в белом пальто стоит, а рядом в ангельском сиянии парит Вулси и скачет - нет, не тиран-самодур, а красавец, спортсмен и комсомолец Генрих. Томас Мор тут, конечно же, зло из злов, ходит в грязных рубахах и вообще бесстыдник. Читать смешно и гадко, 50 на 50.
Окей, выбрали главным героем Кромвеля. Так на секундочку, а можно подробнее рассказать про его ранние годы? Про жизнь на континенте, годы во Франции и в Италии, которые на протяжении всей книги он вспоминает (но упоминает, и только)? Где и как он выучился? Как начал свою карьеру? Как вообще сын кузнеца и пьяницы сумел пробиться в люди, получить образование, откуда у него способности такие на худой конец? Нет. Вот вам побег из отчего дома, а вот на следующей странице Кромвель уже на службе у просвещенного кардинала. Что же, про его ранние годы мало научных работ, и автору было просто лень в это лезть? Конечно, куда проще взять тот период, что исследователями уже пахан-перепахан. И не только исследователями, а еще киношниками и такими же романистами.
Эту книгу все так хвалили, что я действительно ожидала нечто УНИКАЛЬНОЕ и НОВОЕ. Но куда там: ощущение, что в третий раз включила "Тюдоров", или решила (не дай бог) перечитать "Еще одну из рода Болейн". Все одно и то же, одними и теми же словами, одни и те же эпизоды, и начинается все в один и тот же переломный момент, когда король хочет развестись с Екатериной и жениться на Анне. А мне хочется уже воздеть руки к небу и воскликнуть "ну сколько можно!" Уж более эксплуатируемого в романах периода припомнить невозможно.
Впрочем, и назвать это полноценным романом трудно. Скорее похоже на постановочную околохудожественную документалку, где одновременно с интервью экспертов и слайдами презентации актеры рядятся в средневековые одежки и разыгрывают сценки. Только в отличие от документалки объективности тут ни на грош.
Отрывистые, короткие предложения; явный прием монтажа; поток сознания, когда хронологически повествование то и дело перескакивает, и какое время на самом деле "сейчас" иногда уже неясно - все это в литературе уже сотню раз было. По большей части тут действительно не роман, не какие-то художественные эпизоды, а пересказ событий как в учебнике или статье, только без статистики и сложных слов. Иногда автор вспоминает, что пишет роман и вставляет вам вымученные описания того, кто что ест и во что одет. Диалоги слишком современные, поведение подчас слишком современное: уж как насмешил меня эпизод, когда Кромвель и Мария Болейн в коридоре буднично обсуждают собственных детишек - ну просто заскучавшие родители, ждущие своих чад с очередного кружка!
В общем, пошло и скучно. Хочется процитировать саму книгу: "Так в чем суть?.. Или сути-то нет никакой?" У жюри нынче совсем беды с башкой.
p.s. неуважаемая "Азбука", не надо, пожалуйста, в начале книги вставлять ДЕВЯТЬ страниц восторженных псевдорецензий сомнительного авторства.14936