Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fragile Things: Short Fictions and Wonders

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    SgtMuck11 мая 2012 г.

    Я хотела бы начать цитатой из предисловия, которая настолько настроила меня на чтение этого сборника, насколько только могла.


    Сейчас, когда я пишу эти строки, мне вдруг пришло в голову, что многие вещи, которые мы полагаем хрупкими, на самом деле на удивление крепки и прочны. В детстве мы проделывали разные фокусы с сырыми птичьими яйцами, чтобы показать, что их не так просто разбить, как кажется; и еще нам говорили, что взмах крыльев бабочки в определенных условиях способен вызвать ураган. Сердце можно разбить, но сердце – самая крепкая мышца, которая качает кровь на протяжении всей жизни, сокращаясь семьдесят раз в минуту, и работает практически без перебоев. Даже сны, самые тонкие, самые неосязаемые субстанции, бывают настолько сильны, что от них не избавишься и в яви.
    Истории тоже относятся к хрупким вещам. Как люди и бабочки, как птичьи яйца, сердца и сны. Истории складываются из букв и знаков препинания. Или сплетаются из слов – из произносимых вслух звуков, абстрактных, незримых, исчезающих сразу же после того, как они прозвучат. Что может быть более хрупким?! И однако же некоторые истории – простые, незамысловатые рассказы об удивительных приключениях или о людях, творящих чудеса, о волшебстве и чудовищах, о прекрасном и страшном – пережили всех своих рассказчиков и будут жить еще долго.


    Когда я впервые открыла книгу Геймана - его личную, не дуэт с Пратчеттом - я не думала, что я смогу прочесть это до конца. Мне стало страшно, непонятно, противно... Словом, мне не нравилось. Но почему-то я продолжала читать, потому что это напоминало мне один из страшных снов - когда есть смысл и есть сюжет, просто сейчас до него не добраться, не в начале, не через этот темный занавес того, что происходит, того, над чем мы не властны. К той книге не было подобного предисловия, которое бы объясняло мне - человеку, абсолютно не знакомому с подобным жанром - как это следует воспринимать. Под конец я все еще была смущена и растеряна, пытаясь понять, что мне хотели сказать.
    Возможно, я шла в неправильном порядке.
    Сейчас, когда я откладываю "Хрупкие вещи", я думаю, что пусть не все рассказы понравились мне в должной мере (а есть и те, которые не понравились вообще), я все еще пытаюсь понять, как остальные сумели мне приглянутся. Я люблю истории, но я не люблю, когда в этих историях все выставлено под мрачным углом. Если честно, я вообще не люблю эту громоздкую и надуманную темную сторону всяких историй. Но почему я все еще читаю Геймана и буду читать его? Этот сборник ответил мне на этот вопрос сполна - я вижу яркие сны, пугающие и нелогичные, которые никогда не могу объяснить, которых боюсь, но в которых каждый раз погружаюсь в интереснейшую историю, пусть она сопровождается темными подвалами и подземными реками, битвами и страшными чудовищами, и когда Гейман начинает говорить о том, что для него самой сильной и самой хрупкой одновременно вещью являются сны, и я смотрю на его истории со стороны своих собственных снов, я понимаю.
    Очень трудно привыкнуть к тому, что истории не имеют ни начала, ни конца. Они имеют какой-то свой ход, какое-то свое значение, и иногда не представляют объяснения - если хотите, вы увидите историю так, как вам нужно в данный момент. Но прежде всего Гейман - мастер историй, и поэтому этот сборник можно прочесть невероятно быстро. Некоторые увлекают, некоторые нет, на то он и сборник, чтобы читать не все рассказы.
    Может быть, пока, в первую очередь - а я ведь все еще не привыкла до конца - меня интересовало, какой же человек мог создавать подобные миры, кто он сам?
    Говорят, что Терри Пратчетта не существует. Я бы скорее сказала, что не может существовать Геймана, и он всем нам приснился.
    В этом сборнике есть пара рассказов, которые оказались наиболее интересными для меня - может оттого, что я точно знала, что они точно происходили, потому что Нил рассказывает сам от себя? Волшебство снов, конечно, останется волшебством, интересным миром и вызовом воображению каждого, вызовом того, какие истории есть на самом деле, не подстраиваясь под эстестические вкусы читателя, но если это волшебство происходило наяву, эта история может обрести совсем иное очарование настоящей сказки. Среди таких мне очень и очень понравились "Факты по делу об исчезновении миссис Финч".


    "Зал наполнился людьми. Они появились буквально отовсюду, со всех сторон. Некоторые выехали на мотоциклах и дюноходах. Они скакали, бесились, махали руками и громко смеялись. <...> Вскоре музыка смолкла, и шпрехшталмейстер остался один в ярком луче прожектора. Он заговорил замогильным голосом, обходя нашу группу по кругу:
    – Добро пожаловать в Театр ночных сновидений.
    – Кажется, твой фанат, – шепнул мне Джонатан."


    Он начал сборник с интереснейшей интерпретации Шерлока Холмса - "Этюда в Изумрудных тонах": он подстроил героев под нужный мир, хотя и не стал расписывать его -в конце концов, мир в самом деле ему не принадлежит. Но то, как можно изменить привычный ход событий и переписать логические заключения, все равно оказалось интересно.
    А закончил он не менее потрясающей историей - новеллой к "Американским богам", "Повелитель горной долины", которая, будучи одной из последних после тех рассказов, которые не сильно мне приглянулись, не дала мне подумать, что идея читать весь сборник сразу была плохой. Этот рассказ как будто заканчивает "Богов" так, как было нужно, ни разу не отступив от той атмосферы, и из других рассказов, которые видел впервые в жизни - об Арлекине, о горгулье на сердце, которые еще отдают той непривычной новизной - снов возвращается в мир Тени, уже хорошо знакомый, по которому уже и соскучиться успел. Этот переход обнадеживает - что-то же я все-таки успел понять! И даже если понравится, может быть, половина рассказов, этот неожиданный сюрприз сгладит все впечатление.
    Среди остальных рассказов я бы выделила:
    "Октябрь в председательском кресле"
    "Крупицы воспоминаний"
    "После закрытия"
    "Другие люди"
    "Инструкции" - которые, однако, я бы посоветовала читать или слушать в оригинале
    "Голиаф" - абсолютно иной рассказ, из тех, кто показывают, насколько многогранна способность Геймана смотреть на разные вещи под любым углом, который только может пригодится - и этот я бы назвала одним из моих любимых. Просто потому, что в нем не было громоздкости и была идея, которой не бывает в снах. Это не сон. Потому что вся жизнь, по его мнению, сон.

    Эти истории настолько разные, что отзываться о каждой из них будет утомительно и долго. Они настолько отличаются друг от друга, что нельзя сразу сказать - понравится весь сборник или нет. Его либо читаешь, либо нет - все зависит от того, насколько привычен к стилю Геймана и насколько натренирован отличать историю от сна, идею от воображения.
    Иногда я думаю, что помимо всего прочего, у Геймана есть тот особый талант писать так, что слова его хочется цитировать и цитировать.

    12
    31