Рецензия на книгу
Мара и Морок
Лия Арден
Аноним11 сентября 2020 г.Я запуталась - поначалу книга мне понравилась, потом из-за некоторых поворотов сюжета я испытала к ней отвращение. Потом я прочитала несколько отзывов, часть из которых были хорошими, часть плохими и окончательно запуталась. Поэтому я испытываю настоятельную потребность разобрать эту книгу.
Итак, мы попадаем в мир, на карте которого есть два королевства - Аракен и Серат. В первой книге (у «Мары и Морока» есть продолжение) действие происходит на территории Аракена. Если точнее - в королевском дворце Ярата (столице Аракена). В сюжете есть перемещения главной героини Агаты от леса до дворца, от дворца до леса; другие локации можно найти во фрагментах из прошлого героини - но всего этого настолько мало, что можно с уверенностью назвать дворец короля Аракена основным местом действия книги.
Приблизительное время действия книги - конец осени («…я ёжусь на холодном осеннем воздухе…») - начало зимы («…холодному прикосновению зимнего воздуха…»). Я попыталась установить приблизительное время действие книги. Отталкивалась от использования автором слова «кафтан». Поисковики выдали информацию, что особое распространение этот вид одежды получил в XVI - XVIII веках. Т.к. спустя 200 лет после смерти Агаты кафтан ещё продолжают носить, то можно предположить, что после того, как девушку подняли из мертвых, на дворе XVIII век. Сюда подходит наличие корсета в парадном одеянии, которое мара Агата носила во дворце короля. Удивительно, но рубашка, как самостоятельный элемент одежды, сюда не подходит, и наличие на героине «штанов» тоже весьма спорно. С другой стороны, читатель попадает в мир, не связанный с нашим. История моды (да и история в целом) могла в нём развиваться иначе. Некоторый вопрос вызывает расположение на равнине в Аракене дворца - как места, откуда должен был открываться самый красивый вид на залив; и как охраняемого места, где живёт королевская семья. И город, и дворец просматриваются с холма. Рвов и прочих защитных сооружений в книге не обнаружено (даже когда мара в конце книги сбегает из своего заточения в темнице). Между тем, в книге предполагается война между Аракеном и Сератом. Артиллерия, вперёд!
Теперь о самой героине. Её имя - Агата. Она - особенная, «отмеченная самой богиней смерти Мораной», избранная. И таких было семь. Из текста я могу сделать выводы, что основной работой мир было упокаивать нежить разного рода, и в очень редких случаях - заниматься целительством. Потом произошло событие, в ходе которого одну из мар закололи (или, по крайней мере, попытались это сделать), она умерла, а её старшая сестра (это как раз Агата) решила мстить обидчику. Остальные пятеро мар поспешили ей на помощь и потерпели поражение. В мире остались Мороки (мужской вариант индивидуумов, имеющих власть над нежитью). Один из таких и дал Агате вернутся в мир живых спустя 200 лет после смерти мары. Морок называется в книге «Слугой самой Тени». О том, что такое Тень, где (в каком пространстве за гранью жизни) дух Агаты пребывал 200 лет - в книге не слова. Других божественных (либо демонических) сущностей, кроме упоминания богини смерти Мораны и Тени, не обнаружено. Из мифологических персонажей в тексте упоминается леший, «бесы, призраки, полудницы, утопленники и другая нечисть», можно найти бой с упырями (в начале книге и ближе к концу). «Нечисть», насколько я поняла, водится в Бесконечном лесу. Сначала я подумала, что леса в книге два - один лес приграничный, а в другом находился храм (по контексту, вероятнее всего, жилище, обиталище, дом) мар. Потом оказалось, что лес всё таки один ( + океан на западе Аракена и Серата, и на востоке от них - «путь в глубь континента перекрывает высокая горная гряда») [вероятно, одна из стран расположена севернее, другая - южнее]. В тексте можно найти несколько слов о праздновании Коляды.
У меня осталось впечатление, что мир магии и духовная составляющая героев книги не раскрыта совсем, а автор зачастую забывает об особенностях персонажей. Ближе к концу книги есть момент, когда Агата сожалеет, что щепки в темнице непрочные в случае её нападения на стражника (зачем Агате щепка, если она способна рвать нити жизни голыми руками)? В начале книги говорится, что мара привязана к Мороку и «уйти далеко от него не сможет» (почему же Агата и бровью не повела, когда Морок сказал, что ему нужно куда-то уехать по делам?) Принц Даниил показан в книге как ветреный и беззаботный человек, повеса, не дорожащий своей жизнью (после убийства его брата мы не знаем, как поменялся персонаж). Важным (и не раскрытым) персонажем в книге является принцесса Елена, которая до удара кинжалом Николая являлась просто статичным персонажем, а после - просто ревнивой женщиной (невестой начальника дворцовой стражи). Тут возникает вопрос: за пределами Аракена и Серата тоже ведь должны существовать какие-то королевства? Раз в книге есть «портовый городок», то должны существовать какие-то морские пути, даже если горы непреодолимы, а значит, скорее всего, у принцессы Елены мог найтись другой жених, социальным статусом повыше.
Простота в социальных отношениях очень сильно бросается в глаза. Мара обращается к королевской семьей практически как с равными. Жизнь во дворце предполагает соблюдение придворного этикета, о котором в книге не слова. Допустим, что мара не знает этих правил. Но почему тогда в книге есть только одна попытка указать маре её место (замечание капитана Дария в начале книги) и это всё? Весьма сомнительным мне кажется также и сексуальное влечение принца Даниила к маре, которая вот только - только начала оживать (её сердечко не билось почти до конца книги). Почему Анна (тоже мара, сестра Агаты) смогла отказать её поклоннику в близости, а сама Агата ни как не может расставить точки на «и», сказав принцу окончательное и категорическое «не лезь!» («не приставай!»)? Если Мары так щепетильны в интимном вопросе, то зачем в книге подробно описан поцелуй Агаты и Аарона? И вообще - у мар существует только запрет на сознание семьи (а сексом они все-таки могут заниматься) или у них на любовные отношения полное табу? Судя по событиям книги - нет.
Отдельно отмечу, что имена и названия в книге не гармонируют друг с другом. Т.е. есть имена Агата, Аарон, королевства Серат и Аракен, город Ярат. И вдруг появляются имена Алексей, Анна, Даниил? Тут нужно было выбирать - либо пишется альтернативная история какого-то реально существующего места (и тогда используются имена, которые мы употребляем в обиходе), либо пишется фентези с полностью придуманными именами и названиями.
В итоге получаем роман с «избранной» в главной роли, без подробно прописанного мира (имеем только общие сведения о королевствах), без рассказа о тайнах королевских семей Аракена и Серата (не считая нескольких слов о том, кто кому приходится), с откровенно слабой мистической частью (героиня убивает нескольких упырей, обрывая их нити жизни, варит отвар, соединяет нити жизни королевского сына), и сомнительной любовной линией. У меня есть ещё вопрос к развязке книги. Я считаю, что в этом произведении она отсутствует, т. к. цели ни короля Даниила (ближе к концу книги он уже становится королем), ни Аарона читателю ясны не становятся. Враги (кроме нежити, поднятой Мороком и упокоенной им же) не повержены, точка ни в чьих отношениях не поставлена (ни в международных отношениях между Аракеном и Сератом, ни в личных отношениях Агаты и действующих лиц). Если нет развязки, то нарушена композиция произведения и теряется весь смысл истории. Мне это не нравится. Вот и разобралась.
14440