Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним2 сентября 2020 г.

    Я люблю произведения Гюго, но начинаю читать их с большой осторожностью. Причин несколько:

    1) там всегда есть исторические и политические отступления, я это с трудом воспринимаю. Это всегда изучение истории другой страны. Вспоминаешь (а иной раз и только узнаешь) различных королей, все войны и междоусобицы ️ процесс чтения долгий, можно сюжет забыть ;

    2) томики у него толстые, а я к такому всегда с опаской подхожу;

    3) будем честными, сюжеты у Гюго такие, что мало того, что сердце кровью обливается, так ещё и разрыдаться можно ️ отходишь от таких произведений ещё дольше, чем читал.

    Роман «Человек, который смеётся» полностью отвечает всем этим пунктам, поэтому подходила я к нему долго, начинала ещё дольше, продолжала медленно, а вот закончила очень шустро, потому что в какой-то момент я так прониклась сочувствием к главному герою, заинтересовалась его судьбой и поступками, что не могла остановиться.

    Гюго помещает своих героев на самое дно в социальном или моральном плане. А то и без или. Гуинплена писатель как раз поместил во все состояния социального и морального падения, а потом поднял его на всевозможные пьедесталы. И вместе с ним этот путь совершает читатель. Гюго на примере одного героя показал несколько вариантов поведения человека, у которого статус кардинально поменялся, и заставил читателя, во всяком случае меня, ощутить все трудности и преимущества такого скачка. В какой-то момент мне показалось, что я вместе с Гуинпленом преодолеваю соблазны, защищаю бедных и страдаю от любви.

    Непростые чувства, а от того и непростое чтение. Но не только судьба героя так поражает, удивляет ещё то, что история постоянно повторяется. Всё уже было, зачем мы делаем так же? Зачем совершаем такие же ошибки? И пусть сам Гюго отвечает на этот вопрос, я всё равно негодую...


    История - та же ночь. В ней нет заднего плана. Все, что не находится на авансцене, немедленно пропадет из виду и тонет во мраке. Когда декорации убраны, память о них исчезает,  наступает забвение. Прошедшее и неведомое - синонимы.

    Виктор Гюго

    13
    1,4K