Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Космическая трилогия

Клайв С. Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2020 г.

    Много лет назад (15 где-то) я читала отрывок из "За пределы безмолвной планеты" в каком-то журнале. Полной версии не найти было, подозреваю, что и не переводилось тогда, и, уж тем более, второй и третьей части. А ведь казалось таким заманчивым почитать что-то после "Хроник Нарнии"... Спустя годы карма таки настигла меня, и я всё прочитала.
    Буду говорить прямо - меня должны были подкупить все эти заигрывания с Толкиеном (да и друзьями они были), должна была заинтересовать некая схожесть с Берроузом и его циклом про Марс и Венеру (на минуточку, первая книга Берроуза написана в 1917 году, тогда как трилогия стартовала в 1938). Да и автор куда как знаменит Нарнией. Не сложилось.
    Льюис прекрасен в сотворении новых миров, будь это Марс, Венера или Нарния. Его фантазия не зашорена обыденностью и простирается во все стороны, но обильно сдобрена теологией и морализаторством. И если в "Хрониках Нарнии" он свои порывы, всё же, сдерживает, то в трилогии новоиспечённый христианин не стесняется. Все три книги очень сильно разнятся между собой, их, собственно, в единый цикл объединяет идея и главный герой, тогда как стиль повествования сбивает с толку. Ну посудите сами, в первой части вам предлагают научную фантастику о другой планете (опять же, вспомним Берроуза и его умирающий Барсум), в этой фантастике и межпланетные путешествия, и встреча с другими формами жизни, и очень, очень живописные пейзажи. Вторая часть... это пытка. Пересказ на венерин лад библейской истории грехопадения с зеленокожей Евой и инертным Адамом получился настолько зубодробительным, что его не спасли и острова на гребне волны и пещеры, полные огня. Условно первая и вторая часть составляют единое смысловое целое, но это только на фоне части три. Потому как от "Мерзеннейшей мощи" уже ощутимо веет более современными тенденциями в литературе, когда автор сознательно смещает поле боя добра и зла на родную планету и примешивает самые насущные проблемы того времени (на момент публикации только закончилась Вторая Мировая). Получилось почти интересно, особенно сам принцип института ГНИИЛИ, все не могу забыть рассуждения о том, что весь мусор на планете имеет органическое происхождение, то есть органика сама по себе - грязь. Это экошиза в какой-то десятой степени, когда паразитами планеты оказываются не только люди, но и птицы с деревьями. Современно же в той части, где показывается манипуляция общественным (да и частным) мнением с помощью СМИ и подмены понятий, и слегка дико в части отношения к браку. Последняя книга опять же немного отсылает к библейским персонажам, особенно в части деторождения, но в более завуалированной форме. Как-то сложно для моего сознания воспринять на одной странице падение Нуменора, Мерлина, Отца, Сына и Святого духа. А ведь Льюис не особо сомневался, передавая приветы профессору Толкиену (до выхода ВК осталось 8 лет, Сильмариллион опубликован через 31 год после "Мощи"). Имел ли доступ Льюис к черновикам? Без сомнения, он знал, что конкретно пишет его друг, который (о совпадение!) видный знаток и поклонник артурианы, то есть связь двух писателей проследить не так уж и сложно. Сложнее воспринять мораль в самой буквальной её форме.
    К.С. Льюис женился уже в весьма преклонном возрасте, и, зная особенности жизни английского интеллектуального общества того времени, легко предположить, что познания о взаимоотношении полов имел весьма поверхностные. Соответственно и женские образы в книге слегка необычны. Скажем так, на мой дилетантский взгляд феминистические идеи в этой книге соотнесены с антагонистом (читай, злом). Ярчайший пример того - полицейская Фея. Женщина, позарившаяся на мужское, становится отвратительной. Да и о другом женском персонаже, Джейн, устами Мерлина автор очень мягко и корректно сообщает, что раз она не родила, то ей следует отрубить голову. Ну и так, по мелочам, про разрешение мужа, покорность и всё такое. Во второй части (про Венеру) очень много рассуждений вложено в уста посланника зла, и большинство из этих рассуждений как раз о роли женщины в обществе.
    Спорные вышли книги, в общем. Как по мне, то знакомство с автором стоит ограничить "Хрониками Нарнии" и "За пределы безмолвной планеты". Потому как детские книги Льюису явно удаются больше.

    9
    400