Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пандора в Конго

Альберт Санчес Пиньоль

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2020 г.

    Недопонятая книга-ловушка

    И с чего это вдруг я ставлю "5" приключенческому роману?

    Потому что это вовсе не приключенческий роман.

    Потому что в "Пандоре в Конго" столько слоев, что можно снимать их один за другим, все погружаясь и погружаясь в глубину текста, как в то самое подземное царство тектонов.
    О большинстве слоев - приключения в экзотической стране, рабское сознание и аристократическая бесчеловечность, заблуждения и реальность, романтическая любовь к никогда невиданной женщине - здесь уже написали.
    Но я спущусь чуть глубже.

    Если коротко: "Пандора в Конго" - на самом деле роман о сути творчества и о природе мифа. А еще это игра в игре: автор играет с читателем, а внутри книги Автор играет с другим Автором.

    Вот есть Томас, начинающий писатель, представляющий в романе Писателя как такового. Сначала он хочет только писать, то есть производить слова. Но потом ему предоставляется возможность осуществить Вековую Мечту Любого Писателя - изменить своей книгой чью-то судьбу. Все писатели мечтают о том, что их книги будут менять реальный мир, но мало кому это удается (поэтому подзаголовок известной серии "Книги, изменившие мир" выглядит слишком претенциозно).

    И вот перед Томасом встает задача: написать так, чтобы его книге поверили, а следовательно, оправдали невинного человека. О такой возможности грезят и маститые писатели, а тут начинающий литературный негр! Конечно, он с головой окунается в процесс. Он вживается в жизнь персонажа - Маркуса - настолько, что заодно с ним влюбляется. Только не в реального человека, а в персонажа собственной книги, ведь Томас - романтик, литературный человек до мозга костей. Можно считать это воплощением мифа о Пигмалионе и Галатее: Творец влюбляется в свое Творение. Магия описания его влюбленности такова, что я была уверена, что таинственная женщина в тюрьме и есть Амгам!

    Далее происходит гиперболизированное, раздутое, но по сути не такое уж невероятное единодушное принятие на веру всего описанного. Роман читают и переиздают и, самое главное, ему бесконечно верят. Верит отец братьев Краверов. Верит судья, заранее готовый оправдать Маркуса. Верят газеты... Подземная цивилизация? Белые люди с шестью пальцами и невероятными телесными способностями? А почему бы и нет?! Ведь все это так далеко от Англии, на дворе 1914-й год, наука и техника еще далеки от массового сознания, а черная Африка кажется полной невиданных чудес. И самое важное: люди верят в миф о спасении всего человечества. Маркус становится героем. Еще раз: на дворе 1914-й год, и миру отчаянно нужны герои.

    И во все времена человечеству нужны не только хлеб и вода, но и легенды. Пиньоль очень тонко играет с этим мотивом: сначала литературные негры пишут книги на нелепые сюжеты, у которых, тем не менее, находится куча поклонников. А потом сам Томас, не зная того, творит новый миф для человечества. А поскольку у него есть талант, то он способен заразить искрой своей веры и других. И ничего особо невероятного нет в том, что вся Англия поверила в царство тектонов. В конце концов, что такое Новый Завет, как не примерно такой же миф о герое-спасителе человечества? Не хочу задеть ничьи религиозные чувства, но превращение воды в вино и подземная цивилизация - разве не одного порядка вещи? И то, и другое нарушает законы физики/анатомии. Людям нужны мифы, сказания и вера в чудеса. Эту-то веру и эксплуатирует настоящий Автор книги о Маркусе.

    То, что история Маркуса частично придумана (что однако не доказывает автоматом его вину), довольно ясно любому внимательному читательскому взору, а в моем случае уху. Детали не стыкуются. (Например, в конце истории выясняется, что Уильям не спал с Амгам, хотя Маркус находил в его палатке использованный презерватив.) Но вот то, что за кулисами стоял второй Автор, придумывавший по кусочкам всю историю, оказалось для меня неожиданностью. Приятной и "вкусной". Для Томаса была расставлена ловушка, в которую он легко попался (его наивность демонстрируется в начале книги, когда он поверил приятелю, что тот женат и многодетен). Пиньоль расставляет для читателей свои ловушки, и большинство попадается.

    Но является ли Нортон в самом деле настоящим Автором истории?

    Нет, ведь ее придумал доктор Флаг.

    Великую книгу, способную покорить сердца всей публики Англии и изменить судьбу человека, придумал ничтожный писака. Нет, даже не писака, ведь сам он ничего не писал. Он только рождал скелеты сюжетов. Но все эти скелеты опирались на ожидания публики: герой должен быть молодым и привлекательным, в книге должны быть верная дружба, неземная любовь и невероятные приключения. По этому тупому шаблону Нортон - Соавтор писателя - строит историю Маркуса. Под редакцией Нортона и талантливым пером Томаса из этой бульварной книжонки получается настоящее произведение искусства, гимн человечности, любви и героизму. Мысль Пиньоля, по-видимому, такова, что не столь важен сюжет, сколько его подача, важно мастерство писателя.

    И сам Пиньоль виртуозно демонстрирует свое писательское мастерство: в книге о книге автор узнает, что он не автор этой книги и в то же время, что он - автор! Ведь первую "Пандору в Конго", на основе которой Нортон придумал историю жизни Маркуса, написал сам Томас, хоть и по чужому сюжету. Описав круг, книга возвращается к своей изначальной точке, к той самой "Пандоре в Конго". Хитроумно, головокружительно, мощно. Совершенно неожиданно "книга о приключениях", от которой ничего не ожидаешь, оказывается с двойным дном.

    Содержит спойлеры
    18
    609