Рецензия на книгу
Clockwork Angel
Cassandra Clare
Аноним30 августа 2020 г.Редкий представитель жанра стимпанк с большими НО
Стимпанк как и киберпанк это необычные жанры, но если последний набирает популярность, то представители первого остается в меньшинстве. Серия "Адские механизмы" пытается заполнить этот вакуум, предоставив трилогию в этом жанре. Я постараюсь дать характеристику всей трилогии, поскольку тогда эта рецензия будет сбалансирована в плане позитива и негатива.
Как это часто бывает в книгах подобной узкой стилистики, существует пропорция между обязательными признаками жанра и чем-то другим (в нашем случае - романтическая история). В случае с первой книгой трилогии это было равенство, т.е. одинаково внимание читателя требовали как мир в викторианской эпохе с гипертрофированными паротягами и романтично-приключенческая история главной героини. И это было хорошо, красиво и достойно большой похвалы. Да, есть большая разница между Гибсоном и его "Машиной различий", но зато книга была самобытной, имела свое лицо, её можно смело порекомендовать кому-то. Начиная с "Механического принца" равенство стало сильно крениться в сторону романтики. При этом романтика не самого высокого, на мой вкус, качества. Может, это я такой черствый чурбан, который не понимает тонкой души дамы, но две книги размусоливания в духе: "Этого красавчика выбрать или этого... они такие классные, во многом похожи, идеальные, а, вроде и разные" - это слишком. Внимание миру практически не уделяется, лишь когда-никогда появится что-то новое. Я не сомневаюсь, что будет много тех, кому такое наполнение придется по вкусу, но на фоне дебютной книги - выглядит как снижение качества и заработок на конвейере с легкой руки издателя. Если вы подумаете, что я осуждаю автора, то нет. Кто я вообще такой, чтобы осуждать чей-то труд? Каждый вправе делать что хочет и зарабатывать деньги как может. Просто я увидел это, поэтому хочу предостеречь других. Ведь, как обычно бывает в таких конвейерных вещах? Частенько дожимаешь этот кактус на характере ради концовки. Так вот, в данном случае оно того не то, что стоит. Ответы на все вопросы будут даны, но не ощущается сатисфакция, но это мнение отдает вкусовщиной. На мой взгляд, лучше остановиться на первой книге, оставив историю незавершенной.
Сюжет я детально не стану расписывать, дам лишь минимальную затравку для ориентира. Есть организация ("Сумеречные охотники"), которая охраняет мир от жесткого зла. Не оригинальная затравка, но что имеем... Есть главная героиня, которая попадает в круговорот очередного противостояния между Сумеречными охотниками и неким новым злодеем. Всю первую книгу и почти половину второй, это зло будет где-то далеко, как бука в шкафу. Будут и нотки расследования, и мистика, погони, интриги, но не могу сказать, что в этом всем будет хоть что-то новое или сделанное с интересной задумкой. Всё это опытный читатель видел много-много раз. Плохих парней накажут, но какого-то эпика ждать не стоит.
Уделю немного внимания миру. В нем переплетены технологии и магия, но нет взаимоисключения, как это сделано в компьютерной РПГ "Arcanum", а всё в куче. Остальное узнаете сами, если будет желание, не хочется отнимать такой маленький Киндер.
Отдельного поругания заслуживают персонажи (в особенности второстепенные), которые на протяжении всей трилогии статичны как таблица умножения. Эта деревянность просто не позволяет проникнуться их судьбами, сопереживать (даже после гибели последних). Мне как читателю, который очень любит необычных второстепенных персонажей (я даю им скидку всегда), было реально всё равно от того, что одного из них убили при трагических обстоятельствах. Автор как будто тоже понимает, что не трогает эта ситуация, поэтому быстро скомкала ситуацию. Кроме того, антагонист настолько архетипичный и карикатурный, что челюсть сводит. Его мотивация и действия настолько избиты, что в данном случае предпочтительным было бы его "бестелесное" присутствие в качестве невидимой угрозы. Главные герои также не вызывают восторга или еще чего-то. Они статичны, не развиваются, хотя трех книг, чтобы было ощутимая прогрессия или регрессия вполне достаточно. Они построены вокруг одной черты характера: "добрая девочка", "хороший парень", "друг хорошего парня", "мудрый наставник" и т. д.
Подводя итоги, стоит сказать, что эта книга явно бросает удочку на продолжение истории, но делает качественный рост над собой, а делает ставку на не самые сильные свои стороны. Для тех, кто хочет романтическую историю в необычных декорациях - эта книга понравится, потому что не напрягает читателя. Те, кому нужен психологизм, крутой сюжет или высокий стиль, книга вряд ли зайдет. Такие книги я называю "Чтиво в дороге", чтобы почитывать одним глазом, когда возвращаешься с работы или учебы разбитый в хлам. В таком состоянии ты не спокойнее реагируешь на явные просадки, да и сама книга не оставляет в памяти каких-то значимым следов.
Содержит спойлеры7506