Рецензия на книгу
Anna Karenina
Leo Tolstoy
TeonaBurdiashvili29 августа 2020 г.Операция по расчленению женской души по Толстому.
Невозможно осмыслить русскую литературу без Льва Николаевича Толстого. Он прежде всего открыватель новых человеческих чувств, эмоции и гармоний. Толстой был писателем, открывший всему миру новый художественный стиль, его эстетический вкус невозможно ничем измерить, потому что гениальность выше человеческих оценок. Толстой, как и Достоевский проделывает титанический труд над созданием нового литературного жанра, они являются революционерами человеческих душ, правда Ф.М. Достоевский искал все вопросы вращаясь вокруг православия и церкви Христовой, а Л.Н. Толстой сам был источником своей религии.
«Анна Каренина» - глубочайший роман о морали, любви, вере, обществе, семейных отношениях и смысле жизни. Нетривиальная история как попытка перемен обернулась злым роком для Карениной, как жажда и поиск новой жизни обрекла ее на гибель. Казалось бы, у нее было все для счастливой семейной жизни – муж, ребенок, кров над головой, благополучие. Так почему же главная героиня не находила в этом свое счастье? Что мешало ей насладиться жизнью? Достаточно вспомнить знаменитый афоризм Иммануила Канта:
«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.»Ненасыщенность от жизни - проблема извечная и героиня не просто мучается от несбывшихся надежд, а ищет свое спасение только в союзе со своим любовником. Однако можно ли переступать законы нравственности? Оправдана ли человеческой природой вседозволенность принципов? Бывает ли капризна женская душа?
В романе выстраиваются две сюжетные линии - Каренина-Вронский, а другая Кити-Левин, одна семья разваливается, другая создается, таким образом Толстой пытается показать всю многоликость семейных отношений тех времен. Разрушение семьи здесь трактуется не как разрыв отношений двух людей, а как эффект домино, которая как вирус может передаться на все семьи русского общества. Распад семейных отношений — это великая трагедия и Толстой это понимал, как никто и знал к каким последствием это может обернуться для русского национального самосознания. В создании же семьи Толстой видит вечную гармонию между человеком и природой, примером, который выступает Константин Левин, который находит испепеляющий азарт к жизни. Для Льва Толстого важно было показать истории как счастливой семьи, так и несчастливой, то есть любви созидательной и разрушительной. Семья и брак для Толстого – это смысл жизни, нравственный путь, защищающий человека от греха и похоти, это путь радости и счастья. О неделимости и единстве семьи говорится на протяжении всего романа, но примечательно, что в романе многие семьи разобщены и несчастливы - Долли и Стива Облонские духовно разделены между собою, и лишь формально поддерживают статус «брака», Алексей Каренин, который жаждет воссоединения с Анной, имеет интерес к Лидии Ивановне, Анна и Вронский, вкусивший сладкий вкус эроса, теряют любовь к друг другу, а остывание чувств ведет к снятию пелены с глаз. Истинная, христианская, евангельская любовь призвана объединять людей, народы, в конце концов весь мир и в этом заложена глубокая тайна семейных отношений. Но стоит только человеку отойти от нравственных ценностей, нарушить заповедь, вкусить тот самый запретный плод, как тут начинаются срабатывать духовные каноны мироздания и человек сам становится заложником своих страстей. Проблематика греха так же занимает центральное место в романе. В романе мы видим, как зачинается страсть между Алексеем и Анной, как будто бы у каждого греха есть своя фаза развития. Какая губительная и мистичная сила таилась в душе Анне? и Вронский и Левин чувствовали к ней латентное притяжение, правда Вронский соблазнился, а Левин смог побороть зажёгшееся искушение. Толстой прежде всего исследует в этом романе психологию женщины, которая отрекается от семьи ради мимолетного и ускользающего счастья. Каренина виновата прежде всего не в том, что изменила мужу, а в том, что ломает судьбы – мужа, Вронского и сына. Весь корень трагедии, в том, что происходит в ее душе.
Можно ли было спасти Анну? Однозначно – да. Если она покаялась и пришла бы к Богу, потому что исповедь – это изменение мысли и сознания. Но катарсиса не произошло и финал вполне себе предсказуем. Она искала столько не любви, сколько чувственных наслаждений, любви-эроса, которая целиком и полностью парализовало ее душу, став рабом сладострастия. Анна продолжала грезить о Вронском как о спасителе ее души, как об источнике вечной и неиссякаемой радости, но она не знала, что страсть и эрос в человеческих душах лишь незваные гости и тут же испаряются как только один из них открывает глаза истины. Нельзя искать смысл жизни во внешнем мире, а иступленное желание найти свободу вне религиозных нрав обречена на фиаско. Ошибка Анны в том, что она не смогла прежде всего примириться с самим собой, найти гармонию в своей душе, а бесцельно продолжала вращаться вокруг объекта своей любви.
Прототипом Льва Николаевича Толстого в романе выступает Константин Левин, и ведь не случайно роман часто называют автобиографичным. Философские и религиозные размышления Левина о судьбе российской аграрной системы, о Боге, любви, природе — это попытка зайти вглубь себя и найти свое предназначение в этом мире, его экзистенциализм вне материального мира. Константин Левин – фигура грандиозная, широкая, испепеляющая и исступленное желание найти ответы на вечные вопросы жизни делает его человеком увлеченным и не равнодушным к жизненному бытию. Он мучительно ищет истину, старается обрести душевную гармонию между самим собой.
Анна и Левин именно те люди в романе, которые страстно хотят подействовать на мировой ход в истории, но при этом Левин думает о проблемах России, о судьбах крестьян и дворян, то есть не зациклен на себе, а Анна напротив замыкает свое счастье внутри себя, словно весь мир должен был крутиться вокруг ее капризов. Каренина, же не отыскав счастья в личной жизни и разочаровавшись во всем, решает вернуться в точку невозврата. Отчаянный шаг Анны – это надежда обрести счастье в ином мире, вновь пробудить чувства Вронского к ней и в конце концов через смерть воскресить любовь. Левин смог достойно пройти тернистый путь – завоевать сердце любимой девушки, создать брак, заняться политическими вопросами России и отыскать Бога в сердце своем, и даже жалкая попытка самоубийства на фоне продлённой работой над своей душой выглядит в романе как «прощение Бога» и не кажется стыдным поступком, потому что в семье он находит смысл своего бытия. Дихотомичное сравнение жизненных путей Анны и Левина в романе не просто случайность, а отражение российского общества тех времен, в котором раскрывался переломный кризис в судьбах людей. В конце романе Левин все же находит ответы на свои вопросы:
«Я искал ответа на мой вопрос. А ответа на мой вопрос не могла дать мне мысль, - она несоизмеримо с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании того, что хорошо и что дурно. А знании это я приобрел ничем, но оно дано мне вместе со всеми, дано потому, что я ниоткуда не мог взять его. Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали то, что было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно».В романе скрыто очень много тайных и сакральных символов, которые ведут к разгадке романа. Железная дорога – предшествующий знак начала стихийных бедствий, занавес нового «железного века». Знакомство Анны и Алексея Вронского происходит на железной дороге, а гибель сторожа в этой сцене, тайно предвещает трагедию их любви и развязку их отношений. Для Льва Толстого железная дорога имеет прежде всего апокалиптический смысл, к которому идет человечество. Появление поездов в 19 веке – это так же олицетворение научного прогресса, это мост между страстью и любовью, жизнью и смертью, то есть поезд становится средством этого перехода. Любая цивилизация, которая строится на зле, лжеценностях, где прогресс выступает выше моральных и христианских принципов рождает своего Мефистофеля, сеющий мир хаос и мракобесие. Ярким доказательством тому кровавый 20 век- две мировые войны, Великая депрессия, испытание атомной бомбы, голод, холод, подмена религии коммунизмом и многомиллионное разрушение человеческих судеб. Рельсы и паровоз – это толстовские пути ада, где неизбежна человеческая гибель, там, где зачинаются мысли о переменах своей жизни будучи имея все блага, там же и начинаются мировые революции и кровопролитные войны. Анна Каренина-предшествующий символ русской Февральской и Октябрьской революции, ее душа мечется и не знает покоя, и любая революция по своей природе мистична и трагична, так как она не обходиться без жертв. Финальный аккорд к роману завершает Левин своим красноречивым высказыванием :
«...Жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, каждая минута ее- не только не бессмысленна, какой была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»151K