Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним28 августа 2020 г.

    "Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет сердце, а получив, не жаждет большего?"

    В романе много разных составляющих. Здесь и едкая сатира, и реалистичное отражение некоторых сторон реальности, и тонкая ирония. Присутствует также и более глубокий пласт, затрагивающий сложную природу человеческих отношений и мотивов поступков, неоднозначность добра и зла. В книге, по сути, нет положительных, как и полностью отрицательных персонажей (хотя некоторые, как старый аристократ Питт Кроули, очень несимпатичны). Все представлены в довольно карикатурном виде, в большей или меньшей степени. Автор не позволяет нам забыть, что мы все – посетители ярмарки, балагана, который населен куклами, марионетками, подчиненными желаниям и прихотям главного кукловода. Поэтому судьба персонажей не вызывает искреннего сопереживания, по крайней мере у меня было так.
    Какую-то симпатию вызвал Родон Кроули, которого угораздило жениться на неповторимой Бекки Шарп. Несмотря на свое разгильдяйство и легкомысленность, он способен на настоящие чувства и жертвенность. Его любовь к сыну трогает, но и Родон во многом прописан как картонный персонаж.
    Единственный обитатель ярмарки, который кажется по-настоящему живым, это Ребекка Шарп. И это при том, что она – гротескное олицетворение тщеславия и лицемерия. К ее поступкам можно и даже нужно относиться отрицательно, но в природном обаянии ей не откажешь. Она умеет очаровывать, когда считает, что это необходимо. Жизнь сделала ее притворщицей и эгоисткой, которая никого не любит, даже собственного ребенка. Но некоторые из тех, кто ее окружают, иногда и не заслуживают другого.

    Положительным качеством Бекки, которое также, как и многие негативные качества, воспитала в ней непростая жизнь (некоторые считают, что за характер Бекки ответственны гены ее легкомысленной мамы-француженки), можно считать стойкость. Она никогда не унывает и готова начать все сначала. Горькое поражение рассматривает как точку отсчета для новой жизни.
    Впрочем, формально в этой истории есть положительная героиня, которая противопоставляется Бекки. Эмилия Седли. Она представляется как добрая девушка, искренне полюбившая шалопая, который этого чувства не заслуживал. После его безвременной смерти, Эмилия посвятила себя воспитанию их маленького сына и трауру по любимому мужу. Вроде бы такой положительный, правильный образ, но у меня она быстро начала вызывать раздражение. Кроткая и «добрая» Эмилия не замечает майора Доббина, который давно предан ей, а продолжает жить фантазиями о давно погибшем человеке, которого она так и не успела узнать. Вся в своей роли безутешной вдовы и в мелких бытовых заботах, Эмилия напрочь не замечает мучений Доббина.
    Намного ли она лучше беспринципной Бекки, манипулирующий людьми? Эмилия также по-своему не лишена тщеславия, просто, в отличие от эпатирующего и дерзкого тщеславия Бекки, оно у нее более скрытое.
    В том, что все далеко не так просто с «хорошими» и «плохими» героями, читателей может убедить один из финальных эпизодов.
    Всю жизнь думающая о себе Бекки совершает неожиданный благородный поступок, который ничего не может ей дать. Именно благодаря Бекки ее «подруга» Эмилия сможет наконец стать счастливой с достойным и любящим ее человеком.

    Ребекка решает показать Эмилии письмо, написанное ее покойным мужем, которое без обиняков говорит о его предательстве. После этого Эмилия освобождается от власти прошлого и выходит замуж за Доббина.

    Автор напоминает нам, что все относительно, нет абсолютного эгоизма и, тем более, бескорыстия.

    Книга недаром называется «Ярмарка тщеславия» (фамилия Бекки, кстати, тоже говорящая). Именно вездесущее тщеславие можно считать одним из главных героев этой истории. Есть те, кто живет и активно торгует на этой ярмарке, или те, кто наблюдает за этой ярмаркой из окон своих жилищ, но никто не может совсем избежать ее влияния. Бекки, остроумная и язвительная, эгоистичная и тщеславная – яркий представитель этой ярмарки, одновременно ее создатель и порождение, кукла, которая, с переменным успехом, дергает за ниточки других кукол.

    Кадр из экранизации романа 2004 г.

    66
    3,4K