Рецензия на книгу
И поджег этот дом
Уильям Стайрон
Аноним28 апреля 2012 г.Торжественно объявляю, что мне наконец удалось закончить Флешмоб-2011, венцом которого стала вот эта вот книга, начатая мною ещё в декабре. Даже не могу сказать, почему она шла так туго. Казалось бы, неплохой слог. Казалось бы, читается довольно легко. Однако страницы, коих мой ридер насчитал под тысячу, всё не заканчивались и уже одним своим количеством невыносимо на меня давили. А тут ещё эта аннотация: "Америка, 1950-ые годы". По правде говоря, едва ли я могу представить себе что-либо скучнее. По этому вопросу я солидарна с одним из героев книги, полагавшим, что этот континент начисто лишён творческого потенциала.
По-моему, это была отличная идея поделить роман на две части. По крайней мере, для меня эта граница между частями стала просто ватерлинией какой-то, после которой для меня книга кардинально переменилась. Первая часть, где главным действующим лицом является Питер Леверетт, - это та самая Америка пятидесятых годов, которая вгоняет меня в тоску. Он родом из Вирджинии (что это? где это?) со всеми вытекающими из этого культурными последствиями (какими? ни о чём мне не говорит!), он ездит на Остине (что это за неведомая хрень?), оценивая его стоимость по курсу, который мне совершенно неведом (я и сейчас-то на тридцать с трудом умножаю). В конце концов, он волею судеб попадает в небольшой итальянский город Самбуко, где и разворачивается основное действие. А ещё там снимают кино, и множество второстепенных персонажей, актёров и актрис, режиссёров и прочих работников невидимого кинематографического фронта, окончательно сбивает меня с толку.
Но тут внезапно начинается вторая часть. Герой её - Касс Кинсолвинг, не лишённый некоторого таланта, но совершенно не успешный художник, который с женой и четырьмя детьми бежит от творчески импотентного американского континента в Европу. И эта самая вторая часть - это такое потрясающее, прекрасное, и в то же время грязное и липкое самокопание Касса, которое едва ли могло бы иметь место, останься он в краях родных. Европа - колыбель нашей цивилизации, краеугольным камнем которой является рефлексия, и, качаясь в этой колыбели, Касс погружается в эту рефлексию с головой, доходя порой до совершенно немыслимых тезисов, но путь, которым он доходит до них, вернее, изложение его пути - это прелестно, и ради одного этого стоило бы браться за эту книгу.Однако ключевой тут момент - отнюдь не чьё-либо варение в собственном соку, а преступление, ужасное преступление, потрясшее маленький и тихий городок. По словам следствия, некий Мейсон Флагг, тоже американец и довольно близкий знакомый вышеупомянутых ребят, изнасиловал и убил бедную (во всех смыслах, разве что красотой она не была обделена) крестьянскую девушку, а затем покончил с собой. Вот ему-то, человеку, воплощавшему собой ту Америку, от которой бежит Касс, рефлексия отнюдь не свойственна. И, зная об этой его особенности, Питер Леверетт, знакомый с Мейсоном с самого детства, не может найти себе места и даже спустя годы силится понять, что же могло заставить его приятеля пойти на такое. Желая добраться до правды о том, что же случилось в Самбуко той грешной ночью, он приезжает к Кассу Кинсолвингу, который, несмотря на все старания, всё же не смог убежать от своей родины, и вместе они медленно, но верно восстанавливают картину происшедшего.
Это как "Преступление и наказание", но только, наоборот, за наказанием следует преступление. И я бы, возможно, сказала, что довольно лихо всё закручено, если бы не была уверена в том, что ничто не может быть лихо закручено на девятистах страницах!
12309