Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Аноним28 апреля 2012 г.В моем представлении педагогика распадается на две части: как научить и как заставить желать научиться. И если первым я еще кое-как владею, то для второго нужен настоящий талант, которого у меня нет. Зато он есть у героини книги. Повесть о молодой учительнице, написанная в квазиэпистолярном жанре записочек и циркуляров, в свое время стилистически производила впечатление чуть ли не авангарда, но сегодня, в эпоху форумов и комментов, скорее выглядит похожим на плохо отформатированную распечатку интернетовских обсуждений. Однако ценой этой легкой неудобоваримости покупается довольно тонкий полифонический психологизм. Чугунно-суконный язык рапортов и распоряжений чередуется с придурковато-косноязычными, но искренними писульками учеников и теплыми письмами самой мисс Баррет. По ощущениям это тот же хеллеровский мир, полный бюрократического абсурда (интересно, читала ли Кауфман "Уловку-22"?), в его подростково-школьном варианте, но у героев есть шанс из него спастись. Мисс Баррет самоотверженно пытается делать его чуть более добрым и человечным, и в конце концов этот непробиваемый монолит дает слабые трещины. Отчасти это может показаться наивным, но ведь тон в романе задается именно точкой зрения доброй идеалистки. Да и сам роман написан доброй идеалисткой, и при этом написан хорошо. А хорошими добрыми книгами среди меня разбрасываться не принято.
P.S. А вот все-таки сама стилистика преподавания литературы американским школьникам вызывает неугасимое раздражение. Чудовищная, разжеванная мешанина из древнегреческих мифов и Шекспира; если бы мне такое преподавали, я бы тоже забеременел и выбросился из окна.
27111