Рецензия на книгу
Космическая трилогия
Клайв С. Льюис
Аноним25 августа 2020 г.Летун космический
История одинокого мужчины,похищенного двумя другими, не менее одинокими мужчинами, летящими в сторону Марса, на корабле построенным по технологии из эпопеи о Незнайке, нет это не новинка от прогрессивного издательства Popcorn Books, это космическая трилогия от прославленного описателя входов и выходов из шкафа Клайва Стейплза Льюиса.
Приключения «За пределы безмолвной планеты» начинаются довольно динамично и уже к второй главе главный герой Ренсом, созерцает обнаженное тело главного антагониста Уэстона, на фоне удаляющийся Земли.
Практически сразу при прочтении книги становиться видна, очень странная для христианского автора, чисто оккультная направленность романа. Единство человека и космоса, небесные сферы, ангелы с далеких планет, Демиург управляющий множеством миров, темы больше свойственные теософии, неоплатонизму, алхимии, гностицизму и белой магии, чем англиканскому христианству.
Через пару глав, я все больше стал замечать, что Льюис постоянно противоречит сам себе. Допустим Ренсом в начале критикует науку за слишком приземленный взгляд на вещи, но через пару глав с помощью той же самой точной науки, обучается инопланетному языку. Большое противоречие вызвало пропагандируемые Льюисом моногамия и целомудрие, а в идеале половую связь исключительно для продолжения рода. Я могу понять когда подобные идеи транслирует шестидясятидвухлетний Толстой, но когда подобное заявляет сорокалетний мужчина с весьма нестандартной личной жизнью, волей-неволей напрашивается вопрос о правомерности подобных высказываний без надлежащего опыта.
Тем времен роман заметно снизил темп повествования. Ренсом постоянно куда-то шел и читателю во всех подробностях описывались красоты марсианской флоры и фауны, забегая вперед скажу, что подобные описания занимают большую часть всей трилогии.
Ключевой идеей всей трилогии является откровение о том что Земля заряжена дьявольской гнилью и человечеством давно руководят демоны, захватившие человеческие души. Жители же Марса напротив отличаются запредельной наивностью и как-бы понятно что подобное детское простодушие, играет ключевую роль в концепции безгрешности, но все равно возникает ощущение что Ренсом попал на планету умственно отсталых существ.
Крайне странным мне показалась неоправданная тяга Ренсома к самопожертвованию, он постоянно просит его убить, либо сам ищет смерти и даже соглашается на безнадежное и невыносимое путешествие без всякой причины.
Как альтернативу дьявольской и гнилой современной цивилизации, Льюис предлагает первобытно-утопичное существование в гармонии с природой, очень сильно напоминающее по своему устройству расу На’ви и кемероновского «Аватара» Не вдаваясь в бесполезную полемику, все же Космическая трилогия это даже не столько фантастика, сколько сказка и притча, не могу не отметить, чрезвычайно радикальное и в то же время инфантильное мировоззрение автора, больше свойственное подростку максималисту, чем сорокалетнему мужчине прошедшему мировую войну.
Чтение «За пределы безмолвной планеты» оставило у меня целую кучу вопросов. Почему роман не признает ни одного вида логики, включая даже придуманную Льюисом и совсем не согласуется со здравым смыслом? Почему божественная сущность после пяти страничной апологетике гуманизма, отправляет героев на верную смерть? Почему характеры и мотивация героев вертятся как флюгеры на ветру и внезапно алчный физик прилетавший на Марс за золотом, внезапно выдает антропоцентрические тирады на пару страниц, без всяких предпосылок? Зачем вообще был нужен Дивайн, третий персонаж книги если за весь сюжет он сказал едва ли больше пяти фраз? Ответ довольно прост, практически все в романе выполняет чисто функциональную задачу по продвижению очень странных и совершенно поверхностных проповедей новообращенного неофита, нестерпимо рвущегося скорее поделиться с миром открывшейся истиной. Считается что космическая трилогия во многом основана на библейских сказаниях, отчасти да, только на иррациональных ветхозаветных сказания в изложении для детей дошкольного возраста.
Так для меня закончилась первая книга.
Своим началом «Переландра «крайне подозрительно напоминает творчество Лавкрафта. Повествование от первого лица, открытие путей в другие миры, инопланетные существа с непривычными языку названиями, злобные создания населяющие землю с начала времен, иноземные цвета и звуки, странные ритуалы, поклонение космическим богам, сомнение в адекватности происходящего и постоянный страх попасть в психиатрическую лечебницу, но к сожалению таким было только начало.
Жгучее желание с которым Ренсом стремился сбежать с Земли, натолкнуло меня задуматься о мотивах, что заставили Льюиса выдумать сюжет о путешествии одинокого профессора филологии средних лет в обнаженном виде на планету любви и крайних удовольствий, где нет места стыду, при косвенном участии литературного двойника автора.
Все больше и больше Ренсом своим поведением напоминал мне безумца, что-то в сюжете о филологе выучившем инопланетный язык и по воле голосов невидимых существ отправляющийся на Венеру в металлическом гробу для сражения с дьяволом, отдавало неподдельным сумасшествием.
Не прошло и пары глав как вновь началось насилие над логикой, почему в первой книге на землю можно было попасть только преодолев немыслимые мучения, если всегда под рукой был комфортный, волшебный гроб, к которому впрочем нужен отдельный человек чтобы закручивать и раскручивать болты, но на Венере об этой проблеме даже не вспоминают.
Не успев вдоволь насладиться подробным многостраничным описанием экосистемы Венеры, которая не сильно отличалась от Марса, как начались неизбежные проповеди. В этом раз Ренсом сокрушался о вреде сребролюбия и бесконечной жажды повторения удовольствий, однако быстро переключился на поглаживания мягкого места дракона и вновь началось бесподобно-длинное описание природы планеты любви.
Венера внезапно встретила первым в трилогии женским персонажем, зеленокожей Евой, которая изначально заявляет что теперь все совсем новое и время течет только вперед, но на той же странице заявляет что все, начинается заново. Зачем первоматерь получила знания о старом мире и понимание концепции времени и чему тогда ее сможет научить пришелец из старого мира Льиюс не разъясняет.
Если есть Ева должен быть и Адам которого почему-то называют королем откуда взялись эти монархические титулы, где его королевство и поданные, мне осталось не до конца понятно, возможно местный Адам выступает повелителем зверей и растений.
Вскоре на Венеру пребывает физик Уэстон излагающей Ренсому идеи монизма и гегелевской диалектики, что приводит к забавному конфузу. Ренсом пытается оспорить идею об абсолютном духе, но так и не находит ни одного контраргумента и спасается только тем что по воле автора Уэстон начинает биться в припадке.
Бессмысленные шатания Рендома продолжались, в основном он ел, гулял, спал и вел пространные рассуждения с самим собой. Меж тем Уэстон примеряет на себя роль местного змея искусителя и пытается соблазнить зеленокожую Еву нарушить божью заповедь и в своей риторики применяет понятия качества и блага, которые оказываются хорошо знакомы Еве, но тогда получается Ева уже познала что вещи обладают свойствами и понимает различие добра и зла,как она умудрилась это сделать в идеальном мире отдельный вопрос, но не значит ли это что плод познания уже сорван и миссия Рендома совершенно бессмысленна ?
Льюис вновь сталкивает Рендома и Уэстона полностью захваченного дьяволом, в богословском диспуте и вновь Рендом приводит крайне слабые доводы, что невольно заставляет задуматься об истинных симпатиях автора
На сороковом году жизни до Рендома наконец доходит одна из ключевых идей христианства о свободе воли, что вызывает религиозный катарсис граничащий с психозом и мысли о единстве свободы и предопределения, видимо дьявол немного промахнулся и вместо Евы свел с ума Рендома, ведь именно о единстве противоположностей проповедовал Уэстон в их первом разговоре.
Не сумев одолеть дьявола словом, Ренсом в лучших традициях уличной школы, решает добиться правоты с помощью избиения Уэстона, видимо так Ренсом решил проявить свою новообретенную философию где высшим проявлением христианской добродетели милосердия является ненависть. Удивительно, но метод Джона Константина действительно срабатывает и всесильная демоническая сущность оказывается изгнана, но тяга к философствованию только усилилась и сдвинулась к идеям субъективного идеализма. Как станет ясно из третий книги у Льюиса действительно есть огромная нелюбовь к философии Гегеля, Канта, Юма и соответственно буддизма заявляющей об абсолютной пустоте и иллюзорности мира, но вот чем конкретно не угодили данные направления философии, Люиьс так и не сможет внятно сформировать.
Разобравшись с темой божественного противостояния добра и зла, Льюис возвращаться к излюбленному описанию блужданий Рендома. Будь эта книга написана на двадцать лет позже можно было не без основания подумать что за сюжетом о космическом путешествии в другие миры приводящем к трансцендентальному откровению, скрывается рассказ об употреблении психоделиков написанный под влиянием течения Нью-эйдж.
Кульминация романа предлагает еще одну чисто теософскую идею о единстве ангелов, античных богов и духов-хранителей земли и мне кажется Льюису фигурально выражаясь пришло время либо крестик снять, либо штаны надеть, потому как совершенно не понятно как могут существовать в единой парадигме противоположные по своей сути античность и христианство. В итоге Льюис делает совершенно неожиданный выбор между христианством и античности, он выбирает сверхчеловека, но не в ницшеанском смысле бунтующего, а оккультном черпающий свою силу в исполнении ритуалов диктуемых ему потусторонними сущностями.
В силу неведомых мне обстоятельств новый Адам оказывается стихийным шиваистом мечтающим созидать великий танец что уничтожит старый мир для рождения нового, что на мой взгляд слабо согласуется с христианской эсхатологией и подразумевает цикличность что, вступает в прямое противоречие с озвученным ранее тезисе о линейности времени.
Так закончилась вторая книга.
Мерзейшая мощь встречает читателя новыми героями супругами Марком и Джейн и возвращением Дивайна, а также сообщением о смерти Ренсома где-то за кадром, но это не точно. Читателя ждет еще одно нововведение теперь вместо инопланетных красот нам будут описывать живописные красоты Англии ведь в этот раз Льиюс вместо христианских сказаний вдохновлялся мифами о волшебнике Мерлине. Главным же сюрпризом книги стало зашкаливающее количество диалогов и видят небеса я бы лучше читал описания потому как все разговоры персонажей пропитаны таким прогрессирующем уровнем шизофрении и абсурдизма что складывается впечатление что Льюис в книге как минимум зашифровал еще и алхимический трактат для посвященных, ведь все эти речи ведутся ни о чем и никак не влияют на сюжет.
Возможно Льюис хотел рассказать историю о приходе фашизма или браке я не знаю.
На первом уровне сюжет романа рассказывает о неком таинственном институте сокращенно именуемый ГНИИЛИ, чувствуете как неуловимо повеяло романами о Гарри Поттере и повесть Стругацких? Именно в институт ГНИИЛИ попадает Марк и перед читателем разворачивается кафкианский сюжет о попытке марка выяснить суть его работы. Попутно с историей Марка разворачивается сюжет о его жене видящей тревожные сны и желающей разобраться в себе, что в итоге приводит ее мистическую секту противников института под руководством духовного гуру.
В процессе чтения выясняется что один из планов института заключается в превращении всего живого в механизмы, довольно иронично что та же самая дегуманизация так пугавшая Льюса в середине века уже к началу нового тысячелетия вылилась в утопическую идею о всеобщем трансгуманизме и цифровизации сознания и даже планы по отмене гендерных различий, сегодня звучат скорее прогрессивно, чем зловеще.
Постепенно читателю открываются все более и более зловещие тайны института занимающегося реанимацией мертвецов и подчищающегося Макробам, высшими существами руководящими Землей с древнейших времен. Древние, мистические секты почитающие их, безумные ученые воскрешающие мертвецов, порталы в потусторонние миры у меня только один вопрос почему этот роман до сих пор не включили во вселенную мифов Ктулху?
Номинально Мерзейшая мощь еще содержит сюжет о поисках тела Мерлина, но у меня сложилось впечатление, что Льюис в какой-то момент совершенно потерял интерес к собственной книге, потому как уже даже в сама история посвященная рассказу о поисках гробницы древнего мага убежденными технократами больше абсурдна чем фантастична, да и по сути все в романе разрешается само по себе без всякого участия главных героев, возможно Льюиса окончательно увлекли его проповеди и публицистика, скрытая в пространных диалогах персонажей, но тогда я совершенно ничего не понял. Значит не судьба.
Так закачивается космическая трилогия.17727