Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Аноним22 августа 2020 г.Все идет по плану.
«Наши боги — здесь, внизу, с нами — в Бюро, в кухне, в мастерской, в уборной; боги стали как мы: эрго — мы стали как боги. И к вам, неведомые мои планетные читатели, к вам мы придем, чтобы сделать вашу жизнь божественно-разумной и точной, как наша…»«Мы» — противоречивый роман, созданный в противоречивое время. В нем есть лучшие черты Серебряного века: и его интеллектуальность, и его красочность, и его символизм. В нем, кроме этого, есть сводящая с ума любовь, сатира, размышления о свободе, размышления о природе человека и даже предупреждение для потомков. Мне удалось проникнуться всем, кроме последнего.
Часть сюжета занимают душевные метания героя: от рационального к чувственному, от чувственного к рациональному (цикл повторяется). С этим связано, мне кажется, главное предупреждение Замятина: разум не должен восторжествовать над природой полностью, потому что в таком случае человек сам станет машиной. В романе разум восторжествовал. В XX веке, к сожалению, нет. Из-за этого произведение Замятина сегодня выглядит немного наивно.
Ужас тоталитаризма Замятина в том, что его — этого ужаса — нет. На первый взгляд, по крайней мере. Нумера живут в очень комфортном государстве, они вроде бы счастливы, они вроде бы не подвержены всему тому, от чего страдали люди раньше и продолжают страдать сейчас. Читая все это, чаще приходилось напоминать себе, что такая жизнь, пусть даже очень спокойная и размеренная, не жизнь, а существование, потому что люди лишены главного — свободы думать и выбирать.
Героев условно можно поделить на два лагеря: люди-машины и люди «с солнечной кровью». Ни за тех, ни за этих по итогу не болеешь, потому что, говоря грубо, во всем нужна золотая середина, или, говоря интеллектуально, — «только ситхи возводят все в абсолют». Хочется отдельно отметить I-330. Мораль ее поступков сомнительна, но именно это и делает ее такой яркой, стремительной, запоминающейся.
«Я обернулся. Она была в легком, шафранно-желтом, древнего образца платье. Это было в тысячу раз злее, чем если бы она была без всего. Две острые точки — сквозь тонкую ткань, тлеющие розовым — два угля сквозь пепел. Два нежно-круглых колена...
Она сидела в низеньком кресле. На четырехугольном столике перед ней — флакон с чем-то ядовито-зеленым, два крошечных стаканчика на ножках. В углу рта у нее дымилось — в тончайшей бумажной трубочке это древнее курение (как называется — сейчас забыл).»
Баллы — за концовку, язык (очень хорош) и интересные размышления о свободе и воле.
«"Я" — от дьявола. "Мы" — от Бога».3567