Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Особенная Тень

Лия Арден

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2020 г.

    Джон Сноу в кафтане и Игра престолов на минималках

    В рецензии на первую часть я написала, что следует дать автору второй шанс. О своём решении не пожалела. Книга стала в разы лучше. Конечно, по-прежнему не хватает редактуры, но это уже не так сильно бросается. Радует, что автор работает над недочетами.

    Поговорим о положительных моментах книги:

    + Диалоги - самый большой плюс второй части. Они бодрые, интересные и прекрасно раскрывают характеры персонажей. А шутки (правда хорошие) снижают градус пафоса.

    + Проработка персонажей. Если в первой части реальные герои - только Агата и Аарон, остальные так, декорация, то во второй книге автор смогла удивить. Главного антогониста наделяет человечностью, а как прекрасно проработан образ Анны! На сей раз даже не забыты второстепенные герои (Марк, Кристиан, Северин). Они получились довольно харизматичными с чёткой мотивацией.

    + Автор наделила героев, в частности Агату, склонностью к рефлексии. Т.е девочка начинает соображать, пускай задним числом, но это уже хорошо.

    + Любовные линии. Во-первых, логичное развитие отношений между Агатой и Аароном. Во-вторых, автор удачно подбирает кандидатов в парочки. Здесь нет каких-то девочек-паинек, которых защищает альфа самец. Нет, герои стоят друг друга: те же жизненные принципы, уровень саркастичности, общие взгляды на долг и семейные отношения.

    + Автор сумела проникнуть в психологию своих героев. Прекрасный пример - разговор Аарона и Агаты после нападения на дворец. Героиня понимает, что мучает ее избранника. И это не псевдострадание наподобии "ах, мы не можем, перепихнуться". Герой всю жизнь был вынужден играть трех разных личностей, притворяться, лгать, обманывать. И в тот момент, когда он отказывается от своих амплуа, встаёт проблема самоидентичности: а кто же он. Вот это пример достойного внутреннего конфликта.

    + Прекрасно прописана эротическая сцена. Горячо, чувственно, без каких-либо намёков на пошлость.

    + Наконец-то, в истории появляется атмосфера. Праздник зимнего солнцестояния (Коляда) пугающий, но при этом чувствуется атмосфера веселья. Такими языческие праздники и должны быть.

    + Логичный хэппи энд. Решения героев, которые и приводят историю к счастливому финалу, обоснованы. Поэтому счастливый конец не вызывает никаких вопросов.

    Как видите, плюсов много, но а теперь поговорим о минусах.

    - Снова не хватает редактуры. Да, косяков меньше: спотыкаешься не на каждой странице, а на каждой 20. Это радует, но вы только посмотрите на эти маленькие шедевры: "глубокий смех". Эх, я бы пошутила про глубокую глотку принца, но не буду. Есть "глубокий гортаный смех" и да, второе слово упускать нельзя. Ну, вот еще пример из текста: "Сейчас Северину уже двадцать четыре, хоть внешне мы выглядим почти одного возраста". И почему герои постоянно шипят? Они кошки-оборотни?

    - Стилистически повествование от лица Морока ничем не отличается от Агатиного. Не могут два разных человека выражать свои мысли одинаково. Хотя бы, потому что она девочка, он мальчик, у них разное воспитание и возраст. Они должны видеть мир по-разному. Ну, либо автору надо было создать между ними особенную связь: чтение мыслей друг друга, разделение всех чувств на двоих, как одна душа на два тела. Но этого нет.

    - Автор совершенно не умеет создавать интриги. Для этого нужна политическая чуйка. У Лии Арден ее нет, отчего все дворцовые интриги выглядят откровенно слабенькими. Более того, они порождают новые сюжетные дыры. Писатель сама это чувствует и даже старается через героев прояснить непонятные моменты, но это абсолютно не помогает и выглядит жалко. К примеру, мы узнаем, что смерть Анны была спланирована, чтобы развязать войну. И это бред покруче всех теорий заговора вместе взятых. Мары - это что-то типо монашеского ордена. Кто будет воевать за монашек? И почему, по мнению автора, обязательно нужен повод, чтобы начать войну? Что история не знает других примеров? Или у них в королевствах какая-то своя женевская конвенция?

    - Мифология книги. Оговорюсь сразу есть прекрасные примеры легенд, в которые действительно веришь (глава 12 и 16). Но как только начинается история про отношения мороков и мар...выть хочется. Богиня Морана решает создать защитников для своих земель, этаких вандервуман. Вроде бы, логично: Морана - божество женского начала, поэтому призывает к себе на службу женщин, дает им особые силы (видеть те же нити) и определённые правила. Жизнь мар в одиночестве объясняется служением богини, они буквально посвещают ей жизни. Потом богиня понимает, что мары какие-то у нее слабенькие (все же помнят, как Агата с упырями разделалась?) и решает приставить к ним телохранителей - мороков. Тогда возникает логичный вопрос: а мары-то зачем? Какой от них толк? Но дальше больше, мары жаждут человеческой любви, поэтому оставляют мороков. И люди, которые еще вчера писались в штаны от их появления, их начинают любить, потому что они красивые, а на мороках маски страшные. Это рушит всю концепцию выстроеного мира, потому что показывает, что мары изначально были ненужными и никчемными, и что все их подвиги были только ради признания.
    После убийства мар мороки уходят. Но не потому что они увидели смерть им подобных (тут можно было бы обыграть тему расизма, как это делает Сапковский), их не ужаснула бессмысленная жестокость, они не разочаровались в людях, которые отняли у мира часть магии, они не испугались разделить участь мар, а они "тени своих сестёр, хоть они и могут жить без них, но сами того не замечая, тянутся к ним и чувствуют себя неполными, пустыми без мар". И дальше автор, как торговец плохой шаурмой, говорит нам, что все хорошо и логично. Но нет, не логично. Их уход от людей глуп и не обоснован.

    - Отсутствие логики сюжета. Перейдём плавно к концу истории, где появляются новые мары. Переходим и сразу же проваливается в новую сюжетную дыру. Это бы могло смотреться нормально, если бы Агата во время своей комы встретилась бы с Мораной, которая ей сказала бы, что благодаря самоотверженности гг, ее семьи и друзей, она решила простить смертных, забирает души умерших мар с собой, а на их место призывает новых. После этого разговора она говорит Агате, что ей пора возвращаться, она и так пробыла в небытие, где время течет по-другому, слишком долго. Это бы так же смогло объяснить непонятную кому героини, ведь ее тело было полностью восстановлено. Но мы получаем только то, что появились новые мары, они снова с мороками (те тоже сами вылезли откуда-то, и это утверждение одной из героинь), а Агата просто лежала 2 года, причину этому никто не знает.

    - Дешевые сюжетные твисты, как в плохих пьесах. Все, что нужно для решения проблем само собой появляется в тексте. Умирает один морок, так под боком есть другой. Отобрали один кинжал, так вон на столе лежит другой. Просто ружья в кустах, стреляющие без разбора.

    - И снова бесконечные описания одежды. Причем самое обидное, что Арден чувствует случаи, когда это описание необходимо. К примеру, когда гг встречает свою сестру. Мы вместе с Агатой понимаем, насколько она изменилась, в том числе благодаря ее одежде (уход от красных цветов, сложные фасоны под стать королеве и прочее) или изменение характера Аарона посое нападения на дворец: его новый стиль, причёска, цвета камзола помогают прочувствовать персонажа. И ты думаешь, ура, вот оно, ну знает же, как надо. Но нет, через страницу автор нам расскажет все о платьях прислуги.

    - Излишний нарратив. Автор хорошо пишет диалоги, но то ли сомневается в своих способностях, то ли в читатателях и добавляет поясняющие комментарии. Это лишнее. Диалоги отлично раскрывают мотивацию и чувства персонажей. А то получается так: читаем препирательства Аарона и Агаты, понимаем, что за шутками скрывается страх друг за друга; и тут же нам расписывается на целый абзац, что это потому что они боятся потерять свою любовь. Мы поняли, не тупые.

    - Слабо проработанный мир. По итогу мир книги свелся только к двум королевствам. Это печально, учитывая, что надвигающаяся война дала огромный простор для разворота. Во дворец Северина могли пребывать послы других королевств, или Аарон мог рассказать Агате на чью поддержку и почему они могут рассчитывать, а на кого и надеяться не стоит. Да банально герои могли поговорить на рынке с купцами из других стран, рассказывать друг другу о своих путешествиях или мечтах посетит какое-нибудь место.

    Итог: книга мне понравилась. История получилась сочная. Понравилось, как автор превозносит семейные ценности, а как мы знаем в янг-адалте это редкость, тут ценят перепихоны. Более того, все сюжетные дыры выглядят побочным эффектом первой книги. Дворцовые интриги с самого начала истории были проблемой, и автор пыталась, подражая Мартину и Сапковскому, создать вокруг этого движ. В продолжение она сосредоточилась на взаимоотношениях героев. История от этого решения только выиграла. Лия Арден отлично прописывает характеры, мотивацию, разбирается в психологии. Чего только стоят диалоги!
    Также подкупает как автор поднялась в качестве написания меньше, чем за полгода. И если сначала история походила на полудохлую клячу, то сейчас это такой бойкий конек. Вот, пожалуй, и закончу на такой позитивной ноте. Ставлю книге твёрдую 3 и с удовольствием буду ждать новую книгу Лии Арден, будет интересно посмотреть и оценить ее дальнейший прогресс.

    3
    90