Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Beauty is a Wound

Eka Kurniawan

  • Аватар пользователя
    Аноним18 августа 2020 г.

    "Сто лет одиночества" индонезийского пошиба

    Главное, и пожалуй, единственное преимущество романа — мастерство автора как рассказчика. Он умело накручивает сюжет, разветвляя его и сохраняя главную интригу. Беда в том, что интрига, как оказалось, так себе. Поначалу роман привлекал локацией происходящего — далёкой и незнакомой Индонезией. Но ближе к середине налёт экзотичности развеялся и осталась лишь история, явственно напоминавшая «Сто лет одиночества». И чем дальше, тем сходство усугублялось. И это не комплимент роману.

    Параллелей со «Сто лет одиночества» хватает. Во-первых, история одной семьи в определённом временном отрезке. Во-вторых, страдания и безысходность как общая связующая нить судеб. В-третьих, исторические события как фон: революция, восстания, экономический подъём. В-четвёртых, пристальный интерес к сексуальной жизни героев. Причём, как и в творении Маркеса, не обошлось без инцеста.

    Самое интересное, что невозможно ответить на вопрос «о чём книга?». То есть, рассуждать о романе, анализировать его, разбирать, дискутировать можно. Но чтобы вкратце, в трёх-четырёх фразах рассказать, какая главная идея — увольте. Книга о том, что красота это горе? В книге некрасота — тоже горе. Там всё происходящее горе и тлен. О любви? Скорее нет, чем да. Любовь в романе зачастую передана как слепая страсть. А та, что чистая и прекрасная, всё равно завершается горем. О жестокости судьбы? Да, хотя злая судьба на поверку оказывается банальным проклятием. Которое, в свою очередь, выступает в образе совы, извините, натянутой на глобус. О тяжёлой женской доле? Тоже да. Но страдают там не только женщины. Просто женских страданий больше из-за особенностей индонезийского общества и места женщин в нём.

    По факту, если не углубляться в бэкграунд каждого героя, мы видим историю маргинального сектора приморского яванского городка: проститутка со своим потомством, бандиты-приманы, кошмарящие население, зажравшиеся силовики, презираемые всеми коммунисты, какие-то извращенцы и извращенки, низы общества, сумасшедшие. Всё это приправлено страстями, историческими событиями, мистическим флёром. Причём мистика, умеренная в начале, внезапно проклёвывается в последней трети и играет решающую роль в сюжете, чем вносит явный дисбаланс в повествование.

    Возможно, роман Курниавана понравится любителям магического реализма, не знакомым со «Сто лет одиночества» Маркеса. Но уже имя в списке прочитанного роман колумбийца, «Красота — это горе» кажется продуктом вторичным, не самым удачным подражанием.

    5
    391