Рецензия на книгу
Bellman and Black
Diane Setterfield
Аноним17 августа 2020 г.Иногда мистика объясняется обыденной реальностью
С творчеством Дианы Сеттерфилд я познакомилась благодаря её первой книге, вызвавшей в своё время достаточно много шума и восторженных отзывов среди книжных блогеров и читателей. Кто-то ругал "Тринадцатую сказку", кто-то восхищался ей. Мне она понравилась, поэтому я стала следить за творчеством автора и была рада, что на российском рынке вышла и другая её книга - "Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном".
С самого начала я не питала иллюзий на счёт того, что я получу в лице новой истории вторую "Тринадцатую сказку" или её идейное или сюжетное продолжение. Это отношение мне очень помогло воспринимать новую книгу непредвзято и наслаждаться чтением в полной мере.
Роман, написанный в духе английских классиков, рассказывает своему читателю историю жизни одного английского промышленника, который прошел трудный путь от обычного сельского мальчишки-сорванца до владельца ткацкой фабрики и короля похоронного бизнеса. Эта история полна горечи и трагизма, дополненная мрачными тонами и мистическими нотками, создающими атмосферу готического викторианского романа.
Завязка этой истории уходит корнями в детство сельского паренька Уильяма Беллмена, который невозможным выстрелом из рогатки через все поле убивает грача. Поступок вскоре забывается, но имеет непредсказуемые и трагические последствия в будущем, когда Уильям вырастет и станет уважаемым семейным человеком.
С детства Уильям Беллмен был способным мальчиком, чьи ум и сметливость обещали ему большое будущее. Герой стремительно строит блестящую карьеру на ткацкой фабрике. Он всегда был верен себе и своему делу, в которое он вкладывал все свои знания и всю свою душу. Благодаря этому он обрёл всё, о чем мечтал: семью, положение в обществе, достаток.
Он мог бы жить в своё удовольствие, занимаясь бизнесом и окружая любовью и заботой родных и близких, тогда, возможно, эта история могла бы закончиться совсем иначе. Но, иногда, прошлое обладает над нами буквально сверхъестественной властью, преследует и не отпускает нас. Так вышло и с господином Беллменом, который никак не может забыть грача, которого убил в далёком детстве. Он зациклился на этом моменте своего прошлого и теперь живёт с постоянным ожиданием мести убитой им птицы. И расплата, в конце концов, находит его.
Главный герой сталкивается с трагедией и остается практически один. Потеря близких надламывает его и он готов заключить сделку с самим дьяволом, лишь бы спасти своего последнего умирающего ребенка. Беллмен отправляется на кладбище, где заключает невероятную сделку с таинственным незнакомцем в чёрных одеждах. Он даже не подозревает, насколько сильно изменится его дальнейшая жизнь с этого дня.
Пережив трагедию, Беллмен решает организовать лучший в Британии похоронный бизнес. Во времена правления королевы Виктории похоронный обряд стал целым искусством – англичане учились правильно скорбеть и правильно провожать умерших в последний путь. Англичане скорбели, а на их горе богатели похоронные конторы.
Господин Беллмен взялся за новую перспективную идею с тем же энтузиазмом, с каким работал с тканями на фабрике. Его дело идёт в гору, и он становится владельцем и королем настоящей империи, зарабатывающей деньги на трауре. Но, гнетущие мысли не отпускают его, постепенно накрывая с головой всё с новой и новой силой. Навязчивые мысли о грачах поглощают разум главного героя, приводя к закономерной трагической развязке. Что было виной такому трагичному финалу? Был ли виной этому убитый в далёком детстве грач, трагичное стечение обстоятельств, мистика или злой рок - решать только вам, ибо здесь нет прямых ответов, здесь есть только намеки и полутени, прячущиеся по углам, бередящие воспоминания и не дающие покоя.
Читать эту книгу мне было не менее интересно, чем читать в своё время «Тринадцатую сказку». Я с головой погрузилась в рассказываемую историю, наслаждаясь стилистикой и прекрасным живым языком автора. В книге легко читается символизм: смертоносная рогатка была сделана из бузины - дьявольского растения смерти по поверьям многих культур, а сравнение дуги, описанной камнем, выпущенным из этой самой рогатки, с графиком доходов бизнеса Уилла. Ну и фамилии у персонажей говорящие, что добавляет атмосферы.
Мне было интересно следить за жизнью Уильяма Беллмена и развитием его бизнеса от первоначальных нововведений на ткацкой фабрике до построения собственной крупной ритуальной империи, в которой горе поставлено на бесконечный финансовый поток и каждая смерть становилась поводом для получения максимальной прибыли. Удивительно, но о таком специфическом аспекте жизни британцев того времени автор смогла написать без цинизма и лишней чернухи. Я бы сказала, что у неё вышел своеобразный исторический экскурс, позволяющий нам лучше узнать о некоторых традициях и культурных веяниях того времени.
Образ Беллмена неоднозначен: порой герой вызывал симпатию и сочувствие, а порой - недоумение, граничащее с раздражением от того, как он распорядился своей жизнью, насколько пустыми были его последние годы, от того, что он не замечал действительно важного. Беллмен показан в разные периоды своей жизни, в разной обстановке, в различных ситуациях, в отношениях с людьми, через призму его отношения к работе. Он выписан подробно и ярко, его характер раскрыт через множество деталей и нюансов. Детали и нюансы - это особенность романа.
Сеттерфилд нашла удивительный способ показать читателю на то, что окружающая нас жизнь - наша жизнь, которую мы можем прятать от себя или других, но так или иначе мы её проживём, а как, зависит только от нас самих.
Это история о том, как страх смерти отнимает у человека способность жить и наслаждаться жизнью, как заставляет бояться чувствовать и обрекает на одиночество из-за боязни вновь испытать боль утраты. На протяжении долгого времени Беллмен старательно прятал свои чувства в кипах бумаг и горах денег, но это лишь на время дарило ему избавление от постоянно преследующей чёрной тени и, в конечном итоге, сделало его жизнь пустой и не имеющей смысла.
Кем же был тот самый Мистер Блэк или незнакомец в чёрном? Кто он - дух убитого грача, смерть, дьявол, пришедший заполучить еще одну душу путем заключения сделки, или же совесть, мучающая героя за то давнее происшествие, а может это лишь плод воспаленного сознания отчаявшегося человека, потерявшего свою семью? Он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда в самые важные и поворотные моменты жизни Беллмана. Кем бы он ни являлся, но в ту ночь на кладбище он явно дал Уильяму второй шанс жить. Шанс стать ближе к своей выжившей дочери, ради которой был готов пожертвовать всем, шанс излечить исстрадавшееся сердце и вновь впустить в него радость жизни. Но, вместо жизни он занимался катафалками, гробами, траурными процессиями и черными одеяниями, оставив без внимания свою больную дочь, так и не попрощавшись с умирающим другом детства, так и не поцеловав понравившуюся девушку.
Это история о выборе и его правильности. История о судьбе человека, сделавшегося рабом своих страхов и превратившегося в современную интерпретацию Дориана Грэя, продавшего свою душу не за красоту и вечную молодость, а за бесконечную работу до беспамятства, только бы не испытывать никаких чувств. Горе, когда оно приходит к нам, требует внимания, требует его пережить, а не игры в прятки, иначе, накопленные за годы горести, нахлынут однажды общей волной и поглотят все на своем пути.7414