Рецензия на книгу
Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков
Вив Гроскоп
Аноним16 августа 2020 г.Русская классика: взгляд извне
Одна из сильнейших школьных травм – уроки литературы с обязательными сочинениями по строго регламентированным темам после ускоренного поглощения больших объемов. Как итог: отсутствие интереса к чтению чего-то больше постов в соцсетях вообще, к художественной литературе – в принципе, к русской классике – в частности. К последнему не добавляют аргументов и распространяющиеся мнения о потере произведениями своей актуальности или, того хуже, о пропаганде устаревших норм. И только на исходе лет вдруг может неожиданно явиться желание почитать что-нибудь эдакое: уже вроде дорос и обзавелся опытом, чтобы подступиться к столпам русской литературы. А потом удивляешься, почему книга не попала в руки гораздо раньше, ведь вот же они ответы на те самые вопросы. Выходит, что проблема все-таки в манере преподавания, плюс давящий со всех сторон авторитет писателей и поэтов. Кажется, если не найти какого-то суперглубокого смысла с первого раза, то на лбу замигает надпись «тупица». Хуже может быть, только если оно не понравится совсем: это же классика, как она может не нравиться?! Может, на вкус и цвет как говорится. А травмы надо лечить.
Некогда озабоченной своей нестандартной для Великобритании фамилией Вив Гроскоп приглянулась в каком-то букинистическом магазине книга с не менее странным названием «Анна Каренина». Так началось знакомство совсем юной девушки с русской литературой. Это увлечение переросло в настоящую одержимость настолько, что она начала изучать русский язык и даже жила в России во время учебы. И на протяжении всего этого времени Вив продолжала читать по необходимости или по личному вдохновению произведения русских классиков. Книга объединяет ее впечатления об 11 таких произведениях плюс обстоятельства знакомства с ними и занимательные факты из жизни их авторов. Может быть, советов на все случаи жизни в русской литературе не наберется, но на многие – легко, главное – не страшиться объемов в этом деле…
Во время общей политической напряженности особенно по отношению к России и около нее очень интересно почитать мнение другого человека не только о русской литературе, это уже вполне перешло в общую копилку ценностей, но и о стране, и, конечно, от людях. Безусловно радует способность отделять политику от самой страны и населяющего ее народа. К тому же безумно любопытно сравнить свои, причесанные образовательной программой впечатления о тех или иных произведениях, с чужими, нецензурированными: что привлекает внимание, считывается ли тот самый смысл, который с лупой выискивался для сочинения, любимые/нелюбимые герои и тд. Похоже на встречу книжного клуба, с той лишь разницей, что собеседник – носитель другой культуры, отчего какие-то моменты им могут не считаться. Но это абсолютно неважно, потому что можно просто вести диалог с образованным человеком, выслушивая его аргументы в пользу своих версий и различные комментарии. Для чистоты создаваемого эффекта беседы очень органично вписывается в эту арку личная история взаимоотношений автора с русским языком, которая аккуратно следует от начала и до самого конца, но местами очень неровно – в такие моменты «беседа» переходит в «лекцию». Безусловно вдохновляет личный опыт Гроскоп, когда человек по собственной прихоти решает связать свою жизнь с чем-то абсолютно далеким и непонятным даже визуально. При этом после всех потраченных средств, сил, времени, а также пережитых разочарований разной степени она ни разу не жалеет о своем выборе, потому что это было ее искреннее желание.
Аргументированный и адекватный взгляд со стороны позволяет по-новому посмотреть не только на до боли, в прямом смысле этого слова, знакомые произведения, но и на себя. Очень тонко подмеченные детали быта и культуры без малейшего оскорбления нации, искренние и эмоционально заряженные, заставляют задуматься о менталитете российского народа, сформировавшемся под целой солянкой факторов: история, география, экономика и их синергии. Выборка произведений дает возможность их оценить: что выдержало время (жанр, тематика), кто их написал (мужчины, женщины, выходцы каких сословий), какие герои/типажи актуальны и тд. Да, русская классика, как наверное, и любая другая классика, охватывает достаточно ограниченный тематический круг. Многие острые сегодня, но узко направленные, проблемы в них, конечно, отсутствуют, соответственно, и помочь даже Толстой не сможет. Но дело тут не в качестве произведений, а в контексте времени их создания: некоторых историй не было в принципе. Ведь и иные литературные опусы о насущном двухсотлетней давности не дожили как раз из-за своей ограниченности. А вечными вопросами о смысле жизни, о сути человеческих отношений, о боге, о совести, об истине задается всегда любой думающий человек. Для самих этих вопросов сложно созреть, не говоря уже о поиске ответов. Но как знать, какая фраза в какой момент произведет нужный щелчок в голове человека для того, чтобы все встало на места? И не факт, что быть ей красивой и многословной, поэтому чуть меньше серьезности для более легкого подхода. Даже русские классики были людьми, откровенно тупили и совершали ошибки.
7/10
Рекомендуется: для лечения травм после школьных уроков литературы.
Опасно: рядом с собраниями сочинений русских классиков (чревато) и нефильтрованным русофилам.7457