Рецензия на книгу
Посредник
Л. П. Хартли
NeillyDefrauds14 августа 2020 г.Сразу скажу об озвучке. Книгу я прослушала в исполнении Вячеслава Герасимова. Читает он всегда великолепно, но в этом произведении его чтение мне все же понравилось больше, чем в предыдущей книге, которую я прослушала с его голосом - "Жизнь как на ладони" 1,2 часть Ирины Богдановой. Возможно, потому что книга намного серьезнее, хоть в ней и присутствуют тоже дети, а главному герою 13 лет. Но здесь нет такой сказки и фантазии, как в книге Богдановой. Здесь - драма. И читает ее Герасимов по-другому. Здесь мне понравилось его чтение все же больше. Возможно, потому что книга понравилась больше.
Лео рос фантазером, был мечтательным подростком с большим внутренним миром. Возможно, этим он пошел в отца. Отец собрал значительную библиотеку книг и был, судя по всему, замкнутым человеком со своеобразными взглядами. Так, он считал, что его сыну обучение в школе совершенно ни к чему. Лео увлекался астрологией. Это тоже повлияло на его характер. Он возомнил себя магом, колдуном и поверил, что в какой-то мере влияет на жизни людей. Также он был довольно тщеславным. Особенно, это проявилось, когда он оказался в богатом доме в гостях, и слуги с ним обращались как с господином. До этого с ним так не обращались, он не был в такой среде.
Мальчик "слишком много на себя взял". И в том смысле, что не мог понять верно всю ситуацию для правильных решений со своей стороны. Не смог и справиться со всеми последствиями своих действий, что привело к серьезной психологической травме, которая повлияла на всю его жизнь. Жизнь его счастливой точно не назвать. Он взял слишком большой груз, мал он еще был. Для 13-ти лет он удивительно был несведущ в некоторых делах, хотя и очень настырным. Но думаю, так бывает.
"Слишком много на себя взял" и в другом понимании этого выражения. В школе он понимал, что нельзя лезть в чужие дела и был в стороне всегда. Но теперь вдруг в гостях, узнав и подружившись с новыми людьми (взрослыми людьми!), получив от них некоторые похвалы, внимание и уважение, он решил что имеет право и даже должен влезать в их жизни, управлять их судьбой. Как ему казалось, он был за это ответственен. Это бестактно и слишком самонадеянно. Он чужой в этом доме. Гость. Да и просто ребенок.
И вот этот ребенок поплатился. Всю жизнь он за это расплачивался. Жаль его. И очень жаль Теда. В этой ситуации никого нельзя считать виновным. Любовь - очень сложное чувство с непредсказуемыми последствиями.
Но, пожалуй, Мириан и Хью мне почти не жаль. Они люди холодные и расчетливые. Особенно Мириан. Да, она любила Теда. Но своей любовью. Особенно это видно в самом конце книги как она не очень уважительно высказалась о Теде - "Тед был человек слабохарактерный.. Теду надо было подождать, пока все уляжется, как сделала я. Я знала: стану леди Тримингем, все сразу уляжется... Хью женился на мне. Ему было плевать на все их разговоры. Он был предан мне душой и телом. Дурного слова в мой адрес не желал слышать. Из этой катавасии мы вышли с высоко поднятыми головами. Если кто-то не желал с нами знаться, мы не обращали внимания, да таких и не нашлось. Все-таки я стала леди Тримингем. И по сей день остаюсь ею. Другой нет... Бедняга Тед, будь у него побольше мозгов, он не стал бы лупасить по ним из ружья...". По-моему, она больше любила и уважала Хью.
Миран очень эгоистична. Она не может не понимать, какой вред получил от этой истории мальчик и, видя перед собой уже старика и зная, что его жизнь не сложилась, у нее хватает наглости не просто просить, а настаивать еще на одном выполнении ее поручения - "Ведь для нас вы были средством общения, без вас связь между нами прервалась бы. Связь... это несколько двусмысленно, но вы меня понимаете. Вы явились, как ангел с неба, и сделали нас счастливыми. А мы сделали счастливым вас, правда? Вы были совсем мальчишкой, а мы доверили вам наше бесценное сокровище. Ведь вы могли бы прожить целую жизнь, так и не прикоснувшись к настоящей любви. И все же Эдвард... — Она смолкла. — Но поговорить с ним можете вы, Лео, рассказать ему все, как было... Расскажите ему это, Лео, заставьте его понять это, прочувствовать — и вы сделаете самое доброе в вашей жизни дело. Вспомните, как вы любили носить наши письма, соединять наши сердца и делать нас счастливыми — что же, вот вам еще одна миссия любви, я прошу вас стать нашим почтальоном еще один, последний раз... Бог свидетель, я совсем не хочу, чтобы он женился и привел в Брэндем-Холл какую-нибудь ужасную женщину, хотя, говорят, эта девчонка Уинлоу очень мила. Но мужчина обязательно должен жениться — вот вы не женились, Лео, и одиночество иссушило вас, я вижу это... Поговорите с внуком, Лео, это ваш долг перед нами...".
На последних страницах Мириан открылась для меня больше всего, полностью. Эгоистичная, властная женщина, видящая только свои цели и потребности. Она даже не пытается подумать каково было все перенести ребенку, каково сейчас этому старику, хотя сама признает, что он одинок и иссушен одиночеством. Она не хочет об этом думать, думать о других. Зачем? Это пешка в ее жизни. Все служит только для нее. Я не считаю ее виновной в произошедшей драме, но ее не жаль. Она не вызывает сочувствия. Хотя могла и должна была проявить его и к мальчику, перенесшему потрясение и к теперешнему старику. Но она не видит ничего, кроме себя.
Смотрела фильмы 1975 года и 2015 года. Первый понравился намного больше, потому что в нем все события максимально близко соответствуют книге. Герои в нем тоже подобраны очень верно. Во втором фильме очень многое не показано - как в мелочах, так и в главном. Если не читать книгу, то вообще очень многое будет не понятно. Многое упущено. Главный герой, по моему мнению, слишком мал возрастом для этой роли - ребенок 10 лет, не больше. Хью тоже во втором фильме не очень похож на героя из книги. А главу семейства Модели, отца Мариан и Маркуса, в фильме 2015 года вообще не посчитали нужным показать.4425