Рецензия на книгу
An Officer and a Spy
Robert Harris
OlgaZadvornova14 августа 2020 г.Кто офицер, а кто шпион
Роман основан на реальных событиях, произошедших во Франции в 1890-х годах. Открываем ещё раз знаменитое «Дело Дрейфуса», о нём написано немало, и по свежим следам, и в течение истёкшего столетия после тех горячих событий. Но автору удалось рассказать эту историю ещё раз увлекательным слогом шпионского триллера. Высокоморального пафоса не потребовалось, последовательное изложение фактов и событий говорит само за себя, драматизм повествования нарастает, чему способствует ведение рассказа в настоящем времени от лица непосредственного участника Жоржа Пикара.
Суть дела заключается в том, что капитан французской армии Альфред Дрейфус, работающий при Генштабе, публично обвинён в предательстве Родины и шпионаже в пользу Германии путём передачи секретных документов в руки немцев. Дрейфус с позором изгнан из армии, проклят обществом, осуждён пожизненно и отправлен на необитаемый тропический остров под стражу, где содержится в условиях средневековых пыток без права общения.
Майор Жорж Пикар, косвенно участвовавший в деле ареста «проклятого шпиона», получает повышение до чина полковника и руководство отделом контрразведки. Он поначалу не сомневается в виновности осуждённого, но работая на новой должности, обнаруживает, что все факты в совокупности указывают скорее на другого офицера, чем на Дрейфуса.
Всё военное руководство готово замять дело и похоронить эту историю. Ради спасения престижа французской армии невелика жертва – неуклюжий капитан презираемой еврейской национальности. Но попранная справедливость вопиёт. Честь офицера Жоржа Пикара не позволяет, чтобы настоящий предатель, абсолютно морально разложившийся и наглый тип, продолжал безнаказанно в том же духе, при этом хвалясь своим мундиром и положением в обществе.
Правда она такая, порой она лезет изо всех щелей. Несмотря на сговор высокопоставленных военных, которым поначалу кажется, что это дело можно легко придавить и забыть, история продолжает тлеть под густым слоем пепла, медленно, но верно разрастается в чудовище, которое требует всё больших жертв – обманов, подлогов, бессонных ночей, ложных клятв, позорных поступков, и вот уже даже убийств и покушений на адвоката накануне его выступления в суде. Ложный идол из престижа армии и страны превращается в монстра, который пожирает всё и всех.
Теперь этот монстр требует, чтобы убрался из жизни не только Дрейфус на своём Чёртовом острове, где его гнобят уже 4 года, но и полковник Пикар, который по мысли военных, всё никак не угомонится. И им кажется, что если бы Пикар, а там и Дрейфус сгинули, дело это закончилось бы и можно жить спокойно дальше. Невероятно глубокая ошибка, так как наступила уже такая стадия, когда события выходят из-под контроля.
Дело Дрейфуса не даёт забыть нам, что реальность порой бывает потряснее, чем ужасающие социальные романы Золя. В этой истории много трагичного. И трагичность не только в страданиях жертв несправедливости. Трагичность прочитывается и у сторонников ложных идеалов, например, полный крах претерпевает философия майора Анри, который положил честь, душу, жизнь на то, чтобы остаться в роли стороннего исполнителя приказов начальников, какими бы преступными или безумными они ни были, пытаясь быть при этом полностью «ни при чём». Чем-то это напоминает оправдания нацистов, когда они говорили, что всего лишь исполняли приказ.
Несмотря на то, что повествование сжато и практически не отвлекается от основной линии, в романе можно разглядеть заносчивую Францию рубежа 19-20 веков, оскорблённую поражением в франко-прусской войне и стремящуюся вылить испытанное унижение и агрессию на кого-то, найти «виновного».
Даже показанный скупыми штрихами визит во Францию русских императорских особ Николая и Александры рисует французское общество на подъёме высокомерного лицемерия в отношении будущего российского союзника, понадобившегося, чтобы отомстить пруссакам.
Несомненно, ещё один взгляд на политический скандал в истории Франции более чем вековой давности предпринят Робертом Харрисом не напрасно.
Париж конца 19-го века. Французский художник Жан Беро.
Книга прочитана в клубе Austenland
561,3K