Рецензия на книгу
Наоборот
Жоріс-Карл Гюїсманс
Аноним17 апреля 2012 г.Меня пленила поэзия книги с ее диковинными запахами и красками. Гюисманс – великий пророк, предсказавший наступление века искусственности, когда природа истощит свои силы и на помощь ей придет воображение художника. - Оскар Уайльд
Это "yellow book" Дориана Грея, по крайней мере, по догадкам литературоведов.
Гюисманс, на стыке символизма и модернизма, в явном преддверии "потока сознания", под явным влиянием Флобера, Бодлера и Шопенгауэра, и повлияв на стольких последующих, начиная с Оскара Уайльда и кончая многими писателями 20 века, создает эксклюзивное, восхитительное произведение, то ли роман, то ли поэму в прозе.
Чем-то напомнило "Бувара и Пекюше" Флобера, некоторые идеи явно взяты оттуда, но новаторство Гюисманса не столько в идее, сколько в исполнении.
Легендарным представителем французского декаденства можно назвать графа Робера де Монтескью, ставшего прототипом для Дезэсента — главного персонажа «библии декаденства», романа Гюисманса «Наоборот». (Википедия)
Дезэсент, устав от разгульной и бесцельной жизни в Париже, создает себе иллюзию другой жизни в загородном доме, описание уникальной обстановки и декора которого, я думаю, с большим интересом прочитал бы любой современный дизайнер.
Литература и книги, искусство и живопись, музыка, философия и социология, религия и психология, запахи и духи, дорогие вина, дизайн помещений, римские писатели, Флобер, Верлен, Эдгар По, Малларме, Гюисманс погружает нас в мир Дезэсента, ограниченный тем лучшим, что создали люди, но при этом закрытый для людей.
Конечно же, Дезэсент в погоне за чувственным и умственным наслаждением, наверно-таки был декадентом и тема вырождения важна в романе и оригинально раскрыта, но для меня особенно интересны были пространные, умные рассуждения на темы литературы и искусства, ведь некоторые страницы романа это просто прекрасное литературоведение:
Во времена, когда литература уверяла, что вся боль жизни – лишь от несчастной любви, измены и ревности, Бодлер презрел эти детские объяснения, нашел язвы куда более глубокие, мучительные, страшные и показал, как пресыщенность, разочарование и гордость в подверженных распаду душах превращают действительность – в пытку, прошлое – в мерзость, будущее – в мрак и безнадежность.
Чем больше дез Эссент читал Бодлера, тем сильнее чувствовал его несказанное очарование. Во времена, когда поэты были способны на описание лишь внешних сторон человека и мира, он сумел выразить невыразимое. Язык его был мускулист и крепок, благодаря чему Бодлер, как никто другой, смог найти удивительно ясные и чеканные выражения для фиксации самых неопределимых, самых неуловимых болезненных переживаний истощенного ума и скорбной души.Можно только догадываться, как много книг, кроме "Дориана Грея", выросли из этого уникального романа (вспомнился винный орган в "Пене дней", например, или развитие темы запахов и духов в "Парфюмере" и связь между вкусом печенья и воспоминаниями у Пруста).
951,7K