Рецензия на книгу
Where'd You Go, Bernadette
Maria Semple
Аноним11 августа 2020 г.Что ты за птица, Бернадетт?
Книга, безусловно, написана талантливо, сказывается работа автора в Голливуде (Мария Семпл - сценарист культовых сериалов типа "Беверли-Хиллз", а ее любимый человек и гражданский муж в одном лице - один из создателей "Симпсонов"). То есть мы имеем дело с американскими интеллектуалами, изобретательными, владеющими словом. Классно написано, чего уж там. Все эти метафоры в финальном письме Бернадетт, сравнение айсбергов со зданием оперы, покрытым оспинами (за точность не ручаюсь, но примерно так) - это вау! Немного выпендрежно, но оригинально. Тонкая работа. Боюсь, средний читатель не оценит ( средний - в смысле - массовый), но если для вас стиль и манера - не пустой звук, то вам будет приятно, что автор поработал мозгами и душой. То есть книга - явно не пустышка.
Смущает другое. На мой личный вкус (а я очень субъективна, и мне сложно угодить, вкус мой на любителя, все, я предупредила), автору не удалось сделать главную героиню симпатичной - и это явный провал, потому что вся интрига строится именно на противостоянии талантливой одиночки, гениального архитектора Бернадетт (в прошлом, но - талант не пропьешь) и ее окружения. Задумывалось (подчеркиваю - задумывалось), что мы будем на стороне Бернадетт и ее не менее талантливого мужа, работающего в "Майкрософт" (Элджи - компьютерный гений, но намного более социально адаптирован, чем его супруга). Элджи обаятелен и умеет нравиться, Бернадетт же ни с кем не подружилась и своим нежеланием принимать участие в школьных делах вызывает раздражение у мамочек из школьного комитета. Дочь Бернадетт Би - тоже вся из себя умная и талантливая.
Проблема не в том, что таких семей не бывает. Бывают, еще как, и по идее, я могла бы проникнуться симпатией к этим людям. Вот, скажем, письма Бернадетт - они написаны в том саркастическом стиле, который я ценю. Она камня на камне не оставляет от репутации жителей Сиэттла - города, в котором долгое время проживает с мужем и дочерью. Местные для нее еще хуже, чем канадцы, которых она считает отсталыми и провинциальными (и это еще мягко сказано), Что ж, и мне случалось жаловаться на конкретные нации и регионы, особенно на их жителей, все так, все так. Но почему-то у Марии Сэмпл героиня с ее сарказмом и желанием выделяться получилась на редкость неприятной. Я не узнала в ней себя - и не хотела бы быть такой, как она. Бог с ними, с канадцами, но почему она постоянно жалуется на бомжей и наркоманов, из-за которых якобы не может встать в очередь в Макдональдсе? Разве проявлять высокомерие среднего класса по отношению к обделенным жизнью это так круто? Бернадетт насмехается над убогим дизайном местных домов, я понимаю ее эстетические претензии, но ко всему прочему, они носят еще и экономический характер. Вот, дескать, беднота заполонила помоями наши улицы, и власти ничего не делают, чтобы Бернадетт в ее красивой машинке могла скользить взглядом только по благоустроенным улицам, и ничто не должно оскорблять ее взгляда или - не дай Бог! - обоняния. И, честно говоря, если кто и кажется мне отсталым и неприятным в связи с таким взглядом на вещи, так это богатенькая буржуазка Бернадетт.
Пардон, но ее жизнь - это существование потребителя. Гениальный архитектор в прошлом - ок, но она спроектировала один-единственный дом, и где гарантия, что за четырнадцать лет бездействия Бернадетт этот талант не потеряла? Представьте себе пианиста, который четырнадцать лет не прикасался к инструменту, и вы поймете мою аналогию.
Автор очень симпатизирует Бернадетт, ее "странностям" (не поразившим меня, но для Америки с ее стандартизированным подходом, видимо, поведение Бернадетт и правда из ряда вон), ее "утонченности" до такой степени, что рисует других персонажей жалкими карикатурами на фоне своей любимицы. Так, админ корейского происхождения, женщина, влюбленная в Элджи, в конце концов отступается от своего плана завоевания желанного мужчины и пишет прямым текстом в письме подруге, что, мол, Элджи ее никогда не полюбит, потому что она не такая умная и утонченная, как он (и особенно его супруга Бернадетт, подразумевает автор). Серьезно? Вы знаете недалеких женщин, которые отступятся от своей цели, признав, что они - люди второго сорта? Да чтобы действительно увидеть пропасть между собой и кем-то, надо уже обладать определенной тонкостью и наблюдательностью, а если человек действительно туп и мыслит стандартно, то мысль о том, что он банально не дотягивает до чьего-то уровня, даже не придет ему в голову. Во всяком случае, он не выразит этого так упрощенно, как это представлено в книге Сэмпл.
В общем, "Куда ты пропала, Бернадетт?" - удача и неудача писательницы в одном флаконе. Резюмируя, скажу: по форме очень классно, динамично написано, это отличный современный роман в лучших традициях "Поколения Х" Коупленда. В то же время главная героиня вызывает противоречивые чувства, в отличие от автора, я не могу однозначно встать на ее сторону, принять ее как "свою". Мне Бернадетт оказалась чужой, я ее воспринимаю как взбалмошную, высокомерную тетку, которая довольна своей жизнью среднего класса и духовные интересы которой для меня остаются под большим вопросом. Этот образ не раскрыт или раскрыт не так, как мне того бы хотелось.
Эта чуждость характера главной героини сказалась на оценке всего замысла. Я бы сделала героиню другой. Но это не моя книга, не мой мир и не моя идея. Я всего лишь высказываю очень оценочные суждения.
Под которыми, тем не менее, есть базис. Разница в мировоззрении - серьезная тема, достойная обсуждения. Так что мне кажется важным аргументировать, почему эта женщина мне не близка. В ней мало человечности, мало страдания. Да, есть страдание за себя, за свою семью, но круг ее мыслей не выходит за пределы очень узкого, очень обеспеченного мирка. Мне это откровенно не понравилось.
Я не полюбила Бернадетт, мне не хватило ума, жертвенности, какого-то основания личности, какой-то внутренней доброты, света, чего-то еще. Всегда тревожит, когда этого нет, как в жизни, так и в книгах.
751,6K