Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Letters of a Javanese Princess

Kartini

  • Аватар пользователя
    Аноним10 августа 2020 г.

    Вот и прочитаны мною очередные мемуары, на сей раз это Картини «Письма принцессы Явы». Чтобы вам было более понятно, почему моё мнение может расходиться с мнением других, я читала эту книгу в издании 1920-го года, где вводные статьи были про феминизм, какое влияние Картини оказала на это движение на Яве (никакого, потому что она боролась немного за другие вещи) и в них, по сути, пересказано почти всё, что было в этих письмах. Поэтому стоит тут различать конкретно её позицию и позицию других людей, которую тут активно пытаются навязывать.

    О чём думала сама Картини? О том, что она хотела бы, чтобы девочки, как и мальчики, могли выбирать, с кем вступать в брак, могли получать образование. Она не требовала равноправия, предоставления право голосования и одинаковое количество рабочих мест, потому что знала, что это слишком пойдёт против традиций. О них, кстати, она говорит достаточно много и детально. Ну например то, как младшие братья и сёстры должны были относиться к старшим, вплоть до того что для них была даже совершенно другая форма обращения или та же самая свадебная церемония, которая была полна разных ритуалов. Но автор не считала это всё диким, просто особенностью страны. Да плюс на что ей было жаловаться? Родители её любили, она имела больше свобод, чем её ровесницы. Да и замуж она вышла не за незнакомца, а за того, кого выбрала она сама.

    Стоит также упомянуть о том, что она не была в прямом смысле принцессой, потому что она никакого отношения не имела к королевскому роду, однако её семья была знатной и Голландия назначила отца Картини на главный руководящий пост Явы, поэтому его положение было почти таким же как у монаршей особы, отсюда и появилось это упоминание о принцессах. По сути дела такие девушки крайне редко появлялись на публике, но их положение было достаточно высоко.

    Но куда ж без критики их самой Голландии и других стран? Они искренне полагали, что «вытащили страну из дремучего леса», при этом добавляя «не до конца». Но извините, там есть свои традиции и обычаи, их же страна тоже их имела, поэтому, зачем навязывать своё мнение? Конечно, многих пугало то, что девушки по сути дела не имели образование и в определённом возрасте почти переставали выходить из дома. Однако, давайте посмотрим на это с другой стороны. Общее образование они всё-таки имели и считать и писать они могли, находясь же в доме, они уже оттачивали навыки ведения хозяйства, что нельзя назвать чем-то плохим, ну если только девушка не была бойкой и не мечтала служить где-нибудь в армии. Конечно, всегда можно сказать «а зачем мне учиться вести хозяйство», это да, если ты растёшь в богатой семье и у тебя есть слуги, но если твоё состояние оставляет желать лучшего, то умение вести хозяйство выходит тебе только в плюс. Да и подумайте сами, да, девушки больше не учились в школе, но им не запрещалось читать зарубежную литературу, учить языки, музыку, поэзию, учиться танцам и многому другому, я бы не назвала это минусом. Ну, естественно, это речь о конкретно героине и её классе, а не обо всех остальных девочках в стране. Но тут надо понимать, что бедность одинакова везде и когда вопрос состоит в том убирать урожай или отправить ребёнка в школу, естественно народ выберет наполнить свой желудок, чем получить знания, которые на практике никто не использует. Второй момент это браки с «незнакомцем». Почему я ставлю в кавычки? Естественно, если это бедная семья, которой просто надо избавиться от ребёнка, то ей никакие законы и традиции не помешают это сделать и это не особо-то уважение к ним. А вот если семья имеет вполне себе стабильный доход, то это нельзя назвать браком с незнакомцем. Почему? А вот тут нужно включить знание об Азии в целом и просто логику. Во-первых, для семьи важно положение и статус, а это значит, что жених будет подбираться не абы как, а из достаточно обеспеченной и уважаемой семьи. Во-вторых, за выбор отвечают родители и если это не брак с целью заработать, то любящая семья однозначно всё выяснит про жениха и выберет для дочери или сына подходящую кандидатуру. В третьих, никто не будет тратить время и силы на поиски жениха где-то далеко, скорее это будет сын знакомых или друзей. Поэтому, я бы не стала говорить о том, что это настолько ужасно и что женихом будет совсем уж ужасный тип. Да и стоит отметить то, что в то время уже было достаточно много образованных мужчин, что помогало девушкам жить более свободно, чем те же пару веков назад.

    Поэтому, я лично была не согласна с тем, что сохранять чистоту и непорочность это так уж плохо. Вспомним ту же самую Африку, где с приходом цивилизации пошла вспышка заболеваний СПИДа и ВИЧ просто потому что им показали, что можно творить всё что хочется. Появление свободы в первую очередь должно быть сопровождаемо рамками этой свободы. Именно поэтому Картини и не устраивала показательные спектакли, не бегала с лозунгами – свободу женщин, мужики не нужны, а начала именно с образования. Имея знания, человек уже сам принимал решения, как ему жить. Ну и свободе выбора жениха как раз помогало знание, потому что общение с равными по знанию людей приводит к их сближению и естественно, если человек хороший и может обеспечить свою жену, то это играло лишь на руку родителям.

    Что мне ещё понравилось, так это стиль изложения, потому что перевод был просто замечательный, читалось очень легко и главное мысли автора были доступны и понятны, ведь не всегда авторы таких стран могут таким похвастаться.

    38
    190