Рецензия на книгу
Три товарища
Эрих Мария Ремарк
Аноним12 апреля 2012 г.Ахтунг, жосткие спойлеры!!!
Очень жалко, что нельзя написать рецензию, пока книга висит у тебя в читаемых. "Три товарища" вызвали у меня желание писать поэтапную рецензию, с первых же страниц книги, по мере прочтения. Мне хотелось написать: книга о дружбе? о любви? о смерти? Может быть, но в первую очередь - книга о жизни. Не в пафосном значении этого слова, а в самом обыденном - жизни в ее повседневном течении. И это течение воспринимается не как тягомотное безысходное бремя ("Тошнота" Сартра), а как нечто острое, яркое, волнительное в каждом своем миге.
Первый "заход" чтения вызвал у меня щемящую зависть к герою, к его способности так воспринимать жизнь. Это и есть то, что называется "проживать каждое мгновение здесь и сейчас". Только человек с такой способностью к восприятию способен полюбить столь самозабвенно, как Робби. Зависть к нему и его чувствам накрыла меня вплоть до суицидальных помыслов. Когда ты видишь такую недосягаемую планку восприятия, то понимаешь, что жить стоит только ради этих ощущений. А если ты сам не можешь раскопать в себе способность так же остро чувствовать момент, то для чего тогда ты живешь?
И с такими мыслями я читала книгу вплоть до эпизодов с обострением болезни Пат, убийства Ленца и смерти самой Пат. Тогда стало понятно, к чему клонит автор, и эта предсказуемость несколько разочаровывала. Я уже сформировала отношение к сюжету, вынесла свой личный месседж - и вдруг повествование дополняется неким трагизмом, который в мое отношение пока не вписался! Кроме того, мне показалось, что если после гибели Ленца автор "убьет" еще и Пат, это будет перебором, дублированием приема.
Однако эта смерть не случилась сразу, не обрушилась на героя похоронкой издалека. Пат угасала медленно, поэтапно. И герой разделил с ней умирание. Он испил свою чашу до конца, остался с ней "в горе и в радости, в болезни и здравии". На этом Ремарк поставил точку. Что дальше стало с героем? Продолжил ли он жить, сохранил ли свою способность к восприятию? Или его существование сделалось муторным грузом? Или он повесился, как его сосед? Почему Ремарк не дал ни одного намека на дальнейшую судьбу Робби? Потому что в его жизни произошло все, ради чего стоило жить, и со смертью Пат закончилась и его жизнь? Все, что с ним произойдет дальше, не имеет никакого значения в сравнении с этой потерей, даже его собственная смерть? Или автору просто не хватило душевных сил писать дальше, после всего, что он уже вложил в книгу?
Что касается самих отношений Робби и Пат, я в очередной раз убедилась, что любовь невозможна без проекции, желания обладать и ревности. Попытки очистить любовь от этих примесей могут подавить само чувство. В определенный момент любовь сама по себе превозмогает все сопутствующие чувства и направляет поступки любящего на благо любимому. Изначально образ Пат показался мне чистой проекцией героя. Ее образ подается сквозь призму его влечения, мы не видим самого человека, ее личность. Она так и не раскрывается до конца, остается той загадкой, которая приворожила героя. Но в продолжительных отношениях человек не может оставаться загадкой. Это другой вопрос, который возник у меня при прочтении - что стало бы с такими отношениями при их развитии? Сохранил бы герой остроту восприятия и чувства, остались бы их отношения такими же трогательными? Или они постепенно утрачивали бы интерес друг к другу по мере притупления первоначальной страсти?
Впрочем, ни один из моих вопросов не нуждается в ответах - все это сюжеты для других историй, а история Робби вполне цельная и завершенная) Любые вопросы, которые у читателя возникают - вопросы к самому себе, к своему жизненному опыту, а не к автору и не к тексту. Роман Ремарка хорош таким, какой он есть, дополнять и варьировать его не возникает желания! Добавила бы в любимые, если бы он не был так популярен)))
1741